Беседуем с иллюстратором Галей Зинько

У вас бывает так, что от чего-то поистине чудесного перехватывает дыхание? Конечно, в детстве это случалось неизмеримо чаще! Именно такие эмоции: чистые, сильные, яркие дарят иллюстрации и картины чудесной художницы – Гали Зинько. Редкий дар… Поэтому нам так хотелось побеседовать с ней и узнать ее поближе.

Сложная судьба «Снежной королевы»

Начну с банального, но важного вопроса. Художник – это хобби, образ жизни или профессия?
Сначала это было хобби, а теперь стало профессией. На образ жизни, конечно, влияет, как и любая другая работа.

Скажите, а когда вы впервые почувствовали, что рисование – это то, чем вы хотите заниматься по жизни, что это ваше призвание?
Это не произошло в один момент. Я с детства рисую, и после школы стало понятно – рисовать я хоть как-то умею и люблю, а другие профессии казались мне совсем скучными. Выбора не было (улыбается).

А что самое сложное в работе художника, на ваш взгляд?
Самое сложное – это нарисовать именно то, что задумал, то, что в голове. Бывает так, что мастерства не хватает изобразить желаемое.

В чем для вас главное отличие картины от иллюстрации? Ведь рисунок – это полная свобода, а личность писателя (произведение) диктует художнику определенные моменты. Вам не тесно в этих рамках? Или наоборот, ограничения подстегивают воображение?
В изобразительном искусстве, как и в любой игре, есть свои условия. У иллюстрации – это текст, да. Но поверьте, любой текст можно развить в рисунке именно так, как хочет художник. Я вот люблю, когда иллюстрация и отдельно от текста смотрится полноценной картиной. Мне нравится, когда она выглядит немного эпично.

«Самое сложное – это нарисовать именно то, что задумал, то, что в голове» 

Наделять персонажей «узнаваемой» внешностью, наверное, очень увлекательно!
Не могли бы вы рассказать, как рождается иллюстрация, какой путь проходит от идеи до воплощения? И бывают ли рисунки со «сложной» судьбой?
Представляете, у меня даже целая книга есть со сложной судьбой! (смеется) Как-то издатели попросили меня нарисовать на выбор «Аленький цветочек» или «Снежную королеву». А потом у них что-то произошло, и «Цветочек» долго не утверждали, но так как я выбрала его, то сказала, что буду ждать, пока не утвердят, а от «Королевы» совсем отказалась. Но через какое-то время я прочла воспоминания Андерсена о его детстве: о смерти отца, который, прощаясь с ним, упомянул Ледяную Деву – реальный персонаж скандинавского фольклора. Эта Ледяная Дева так мне понравилась, что я посмотрела на эту историю принципиально иначе: и буквально за две недели нарисовала всю сказку. Но поскольку вначале я отказалась от работы над книгой, то ее уже отдали другому художнику. Потом готовую «Снежную Королеву» пытались купить различные издательства. Как только я договаривалась с одними, появлялись другие и предлагали перекупить. Велись какие-то переговоры, даже верстали макеты, но всякий раз что-нибудь происходило, и дело так и не доводилось до конца. У меня такого ни с одной книгой не случалось! Дома мы шутим, что она заговоренная. А вот «Цветочек» тогда утвердили, и это была моя первая большая сказка.

Атмосфера очень важна для любого художественного произведения. Когда смотришь на ваши иллюстрации и картины, вспоминаешь выражение «Бог в деталях». Крошечная косичка у медведя, легкое перышко, непослушная прядь волос, яркий бантик или ленточка… В каждом движении рисунка сквозит удивительная нежность к мелочам. Как вы считаете, атмосферу «делают» именно детали или что-то другое?
Атмосферу создают большие отношения все-таки… Я имею в виду композицию. А детали просто делают ее более живой, ближе к читателю.

А есть у вас любимые иллюстрации, к которым вы относитесь с особым, трепетным чувством?
Есть такие работы, но это скорее отельные картины, а не иллюстрации. «Батя», например. И еще «В тельняшках», там мы с дедушкой изображены.

Желтое детство и красный мак

Когда вспоминаете детские годы, какие картины приходят на ум чаще всего? Может быть конкретные запахи, краски, звуки? Поделитесь, пожалуйста, своими детскими воспоминаниями.
В моей памяти остались такие монохромные картины, знаете, в основном в желтом цвете. Вспоминаются почему-то только осенние или летние дни. Но в них проскакивают яркие детали… Вот помню красный мак, например. Мы с дедушкой его в поле сорвали и в букетик добавили, а потом на остановке женщина даже купить хотела, думала, мы продаем (улыбается). А еще мы сушили зефир и сухари. Пахли они так здорово! И я просила: «Съедим их сейчас!», а дедушка отвечал, что нельзя, что это «про запас». Так я один раз не выдержала, говорю: да когда уже этот «про запас» наступит! Дед часто эту историю вспоминал. Мы смеялись… Вы не поверите, но спустя несколько лет, когда мы переехали на Украину, дедушка те два мешка сухарей с собой увез! Вообще у меня с дедом много разных воспоминаний. Мы очень дружили…
А картины тогда у всех одинаковые были – это ковры с медведями Шишкина. Я до сих пор этих медвежат нежно люблю…

В одном из интервью вы сказали, что еще в детстве открыли для себя Бунина, и он до сих пор остается одним из ваших любимых авторов. Скажите, чем вас притягивает этот писатель?
Просто все, о чем Бунин написал, кажется мне родным. Одни только описания природы можно читать бесконечно. И быть счастливым от того, что все это и твоё тоже, что и ты принадлежишь к этому народу, к этой земле.

«В сказках я часто сопереживаю негативным персонажам. Бабе-яге, например»

Есть ли у вас любимые сказочные персонажи? Например, недавно я проходила тест: «Какой ты сказочный герой». Оказалось, что я – Золушка, хотя мне всегда ближе была маленькая разбойница из «Снежной королевы». А вы с кем себя ассоциируете, какая из сказочных героинь вам внутренне ближе всего и почему?
Мне кажется, этот персонаж – Маленькая Разбойница, она просто «наша». Все остальные – иностранцы, а она как будто русская. Что-то такое в этой девочке есть, искра знакомая, что ли… Она мне в книге тоже ближе остальных, понятней. Я вообще заметила, что в сказках часто сопереживаю негативным персонажам. Бабе-яге, например. Ну, она не отрицательный на самом деле образ, но в сказке как будто да. Или Кощею… Они ведь очень интересные, загадочные. К ним куча вопросов (улыбается). А в сказке выступают героями второго плана, так сказать, и всегда остаются ни с чем.

Галя, а вы любите смотреть мультфильмы, и есть ли среди них самый-самый?
Ой, я с детства обожаю кукольные мультики. Этот дождь из целлофана и пластилиновые капли! Не знаю, почему они мне так нравятся… Очень люблю ту серию из «Домовенка Кузи», когда его Баба-яга у себя поселила. Как она тогда преобразилась! Помните эти ее ватрушки и накрахмаленную постель в избушке? А ворона кричала: «Вернись, мы тебя полюбили!» Я действительно вспоминаю это как что-то прекрасное, а не просто смешное…

Вам самой хотелось попробовать себя в мультипликации или, может быть, уже что-то реализовано?
Да, я рисовала для мультфильма «Книга Ионы», но, кажется, он так и не вышел. Еще иногда делаю буктрейлеры к книжкам, которые я иллюстрировала – но только если находятся аниматоры хорошие. Самая я не умею.

Простые радости

Есть ли у вас какое-то изречение или цитата, которая помогает вам в сложные моменты?
Цитаты, наверное, нет. Но, когда плохо или что-нибудь заболит, появляется одна и та же мысль: «А вот в войну людям еще хуже было!» И тогда становится стыдно.

А если бы у вас была возможность выбрать время, в котором жить, какой период вы бы выбрали?
Да как-то уже в этом времени привычней… Оказаться сейчас в прошлом – трудновато бы пришлось. Все-таки мы живем в самое комфортное время, с точки зрения быта. Ну а так, конечно, в будущее хотелось бы заглянуть. Хотя бы лет на пятьсот. Что там?

Галя, расскажите, как вы любите проводить свое свободное время, что помогает «отдохнуть душой»? Может быть, есть какое-то хобби?
У меня нет устойчивых привычек в том, что касается отдыха. Сейчас, когда есть свободное время, я только рисую. Не на заказ, а то, что хочется. Такого много накопилось, на другие занятия времени не остается. Раньше я любила шить. Наряды какие-то придумывала, покупала ткани, даже что-то путное выходило пару раз. Иногда бывает приятно просто что-нибудь приготовить вкусное, пригласить гостей, прогуляться, поговорить… Ничего особенного. В кино люблю ходить…

О зависти, критике и вдохновении

Очень интересно ваше мнение по поводу творческих людей. Считаете ли вы их более чувствительными, уязвимыми, ранимыми, немного «другими»?
Да, многие из них именно такие. И я, может быть, тоже… Но мне интересней люди других профессий. Те, которых обычно называют «простыми». Работяги какие-нибудь, газовщики и продавщицы… За ними интересно наблюдать, слушать. Александр Дугин (российский общественный деятель, философ, политолог, социолог – прим. Soul sisters) как-то написал, что к нему приходили «святые сантехники». Вот такие люди, казалось бы, заурядных профессий, действительно сохранили что-то важное!

Галя, советуетесь ли вы с кем-то из близких людей, показываете им эскизы, наброски?
Обычно, готовые уже показываю. А эскизы только заказчикам, если просят.

«Время — лучший критик. Посмотришь через год на работу, и все сразу про себя понятно становится»

Случалось ли вам, как художнику, становиться объектом критики, и как вы к ней относитесь?
Раньше реагировала остро. Возмущалась! Ну а как, если человек глупости пишет о твоей работе, о тебе… Явно хочет оскорбить. Но на это действительно не стоит реагировать. Ну, хотя бы постараться. Если делают замечание полезное, то я воспользуюсь советом, конечно. Так бывает. Время — лучший критик. Посмотришь через год на работу, и все сразу про себя понятно становится (улыбается).

Есть художники, которым вы по-хорошему завидуете?
Я не совсем понимаю, чему можно завидовать. Когда я смотрю на картину, я не думаю о «художнике». Если мне нравится картина, я просто ей рада.

Вместо постскриптума…

Если бы вам пришлось визуализировать вдохновение, то какой образ вы бы придумали?
Я бы изобразила человека, который пытается угнаться за чем-то, но зрителю не видно за чем именно. Может быть, он босиком по снегу бежит, а может даже… по воде! Не замечая ничего вокруг, нарушает все известные законы природы, так ему хочется успеть, уловить, удержать…

 -Галя Зинько

Фото из личного архива героини.

Больше интересных бесед

 

Добавить комментарий