БЕСЕДУЕМ С ХУДОЖНИЦЕЙ ТАТЬЯНОЙ ШАШКИНОЙ

Преломляя реальность, художник создает свой особый мир. А мы ловим созвучия, и если образ отозвался живым эхом в душе, уже никогда этого не забудем! Как дети, будем жадно смотреть сквозь цветные стеклышки в калейдоскопе, наслаждаясь игрой волшебных красок и полутонов… 

Работать нельзя творить

Таня, что особенно вы любили рисовать в детстве? Зверей, птиц, природу или, может быть, портреты?
Зверей!!! В детстве я тоже любила их рисовать. И природу…

Помните свой первый заказ? 
Помню, конечно! Парень заказал свой портрет в черно-белом исполнении. Думаю, только для того, чтобы со мной познакомиться, и у него это получилось, мы до сих пор общаемся (улыбается).

«Я работаю двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю, и отдыхаю я столько же»

Насколько известно, раньше вы работали в офисе. Почему ушли в «свободное плаванье», и тяжело ли далось это решение? Что могло бы подвигнуть вас вновь вернуться в режим «с девяти до шести»?
Да, полгода работала архитектором. Работа начинающего специалиста после вуза, знаете, совсем не творческая — сидеть в офисе с восьми до пяти за компьютером и чертить целыми днями. Это не для меня! Хотя мне частенько давали творческие задания, но после того, как я поняла, что могу себя обеспечить, не работая как киборг, я ни секунды не сомневалась! Это буквально было так: сегодня я решила уволиться — завтра я уже это сделала! А чего тянуть-то? (улыбается) Друзья и коллеги были в шоке, но искренне радовались моему решению! Родители долго не понимали, но теперь меня всячески поддерживают. Вернуться? Как ни странно, спустя полтора года «свободного плавания», я частенько подумывала об этом… Дело в том, что как бы это ни звучало на деле, тебе нужно контролировать свою жизнь всегда и везде! Нельзя расслабляться, иначе можешь лежа на боку прожить всю жизнь. Нужно самой себя мотивировать постоянно, что-то делать, развиваться! Это огромная работа над собой! Мне сложно планировать отпуск, потому что нет «окна», когда я могу позволить себе вообще ничего не делать. Как я люблю повторять, я работаю двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю, и отдыхаю я столько же…

Персональный космос

Как бы вы сами определили свой стиль?
Стиль… Ооооох, не знаю! Мне постоянно говорят, что у меня классная, узнаваемая манера, что мою работу сразу видно, но (!) я понятия не имею, какой у меня стиль! Честное слово! Я так много и так часто пробую что-то новое, экспериментирую с материалами, что не могу загнать свои работы в рамки какого-то одного стиля.

Есть ли у вас профессиональные «любимчики»: приемы, инструменты или методы работы?
Обожаю мастихин! (от итал. mestichino, инструмент используется в масляной живописи вместо кисти для нанесения густой краски на холст ровным слоем или рельефными мазками, для смешивания красок и очистки палитры — прим. Soul sisters) Узнала о его существовании меньше года назад, даже первое время, работая им, не знала название этого инструмента, но сейчас ни одна работа маслом без него не обходится.

Очень нравится, как вы владеете акварелью, как сочетаете цвета… Но ваши работы привлекают не только виртуозным техническим исполнением, но и своими идеями. Что для вас самой первостепенно – уникальный творческий замысел или уровень реализации?
Спасибо, мне всегда приятно слышать и знать, что мои работы «цепляют». Это сложный вопрос, но у меня есть такие идеи, которые я до сих пор не смогла реализовать. То есть работа с крутым смыслом, но я начала рисовать и получилось не так, как представляла — я просто убрала ее «в стол», значит ее время еще не пришло. У меня так: я дорабатываю иллюстрацию до тех пор, пока она у меня не вызывает дикий восторг! Вот, например, мой логотип — банка, оригинал этой банки я нарисовала за десять минут, причем сначала это был черновик, я вообще не старалась и позволяла себе рисовать, как чувствую, не боясь, что испорчу. А потом я взялась за чистовик, и это, конечно, было уже не то, в итоге я работала с черновиком… К чему я это? Над этой банкой я потом еще сидела в графическом редакторе, пока не поняла, что она — идеальна, и я готова лицезреть ее каждый день, сделав своим лого (улыбается). По-моему, спрашивали вы немного о другом…

«Я дорабатываю иллюстрацию до тех пор, пока она у меня не вызывает дикий восторг!»

Как часто решаетесь на эксперименты? Можете вспомнить наиболее яркий из них? И вообще, что на ваш взгляд, лучше: быть специалистом узкого профиля, лучшим в своей нише, не распыляясь на разные жанры; или же, наоборот, постоянно находиться в поиске, искать новые источники вдохновения, пробовать новые техники?
Я определенно за развитие! Очень люблю фразу: «единственное, что ты можешь улучшать БЕСКОНЕЧНО, это ты САМ!». И данное утверждение, конечно, не только к творчеству относится. Когда изучаешь что-то новое, не свойственное тебе, мозг омолаживается, открывается новый потенциал. Так, когда я только начинала рисовать — создавала портреты и, достигнув определенного уровня, думала: «Вот оно — мое призвание!». Но в итоге, мне это быстро надоело, и я попробовала пастель, акварель, акрил, а потом и масло! И на каждом этапе, говорила «вот оно!», поэтому развитие для меня — все. Ты никогда не узнаешь, что «твое», пока не попробуешь все возможные варианты!

«Ты никогда не узнаешь, что «твое», пока не попробуешь все возможные варианты»

Расскажите о своей работе поподробнее, так интересно заглянуть в мастерскую художника! Над каким этапом работать сложнее всего? Какой самый любимый?
Зависит от материала и самой работы. Если это картина маслом, самое «нелюбимое» — начало, когда работа похожа на детские каляки. И вроде бы в голове есть четкое представление, как картина будет выглядеть в итоге, но в этот переломный момент меня часто «выбивает» — и после первой пары часов я часто перестаю чувствовать вдохновение, кладу кисть и могу не притрагиваться к работе несколько недель, а то и месяцев (если это не заказ). А любимый… Очень люблю рисовать глаза! Как в портрете карандашом, так и акварелью, когда рисую животных.

«Очень люблю рисовать глаза! Как в портрете карандашом, так и акварелью, когда рисую животных»

Следите ли вы за тенденциями и модными веяниями в живописи, иллюстрации и т.д.? В последнее время, к примеру, все начали делать sketchbook-art, рисовать маркерами… Как относитесь к подобным массовым увлечениям?
Честно? Вообще не слежу, мало того за тенденциями, ни за кем из иллюстраторов или художников, если только за очень-очень редким исключением. Маркерами никогда не рисовала, даже не пробовала, все хочу-хочу, видимо, не время еще для меня.

Что, как вам кажется, транслируют ваши рисунки? И какое впечатление они должны производить на зрителя?
Мне часто пишут о том, что мои работы очень вдохновляют, они атмосферные и в них чувствуется душа! Когда я получаю такие письма, приходит осознание — значит, я все делаю правильно. Вообще, вдохновить человека своей работой это дорогого стоит, для меня это очень важно!

«Вдохновить человека своей работой дорогого стоит, для меня это очень важно!»

Если меня попросят перечислить ассоциации, которые возникают в моей голове при слове «космос», то сначала это будет «темнота со звездочками», а потом – непременно! – Таня Шашкина и та самая, знаменитая баночка «I need more space». Потому что многие ваши работы так или иначе связаны с космосом. Расскажите про ваши с ним взаимоотношения. Откуда такая любовь? У вас, если не ошибаюсь, даже «космическая» татуировка есть?
В самое сердце!!! А когда совершенно незнакомые люди присылают мне фотографии космоса со словами «напомнило о тебе», это прооооосто восторг! Я у людей ассоциируюсь с космосом!!! Ну разве это не волшебно?! (улыбается). Татуировка, да, на плече, там мой персональный космос, он всегда со мной и ведет меня в нужном направлении. С космосом у меня связь появилась, когда я круто поменяла жизнь, решила заниматься тем, чем хочу! Сейчас я вообще перестала делать то, что не приносит мне удовольствие, начиная от заказов, заканчивая простыми жизненными вещами. Связь еще налаживается, но по сути все, что я хочу, приходит ко мне… Иногда доходит до смешного. Я думаю: «Ой, что-то я давно не рисовала портреты, взяла бы парочку таких заказов», и на следующий день мне пишут или звонят с просьбой нарисовать портрет, бывало, что и в тот же вечер. Но, чтобы это работало, нужно прокачивать свое духовное «Я» (улыбается).

Творческий кризис уже приходилось переживать? Как справляетесь с этими периодами? Случается ли рисовать через силу?
Конечно, у каждого бывают такие моменты. У меня обычно зимой — я становлюсь похожа на тюленя, который ничего не хочет делать. В таком состоянии не особо рвусь рисовать, ничего хорошего из этого все равно не выйдет. Стараюсь творить только в те моменты, когда действительно чувствую сильное вдохновение. Особенно, если речь идет о картине маслом! Как выйти из кризиса? Ой, тут панацеи нет, нужно поднимать дух всячески, но не шоколадками, а новыми местами. Отправиться в путешествие, если нет возможности уехать, погулять по родному городу… Мне помогает.

«Отдача для меня безумно важна!
У меня даже есть тетрадочка, куда я уже на протяжении года выписываю сообщения от людей, которые следят за моим творчеством!»

Насколько важна для вас обратная связь: реакция людей, рассматривающих ваши работы? Вас трогают их эмоции: восхищение, возможно, критика или равнодушие?
Я гиперэмоциональная! Однажды мне сказали: «Ты умрешь либо от переизбытка эмоций, либо от сахарного диабета» (смеется). Я не умею скрывать чувства, как бы ни старалась! Каждый раз, каааааждый раз, когда я вижу очередной закат (а в моей жизни было много невероятных закатов), я охаю и ахаю, даже наедине с собой… Отдача для меня безумно важна! У меня даже есть тетрадочка, куда я уже на протяжении года выписываю сообщения от людей, которые следят за моим творчеством! Мне часто пишут: «Тебе, наверное, все так говорят, и надоело уже слышать, но ты потрясающе рисуешь…». Так вот, я не понимаю, как к этому можно привыкнуть, и как это может вообще надоесть!? Я творю, искренне делюсь этим с миром и получаю обратную связь, которая помогает мне творить дальше. Это естественный круговорот, без которого творчество теряет всякий смысл!

Поделитесь своими главными принципами в работе с заказчиками. Как удается находить общий язык с капризными, непоследовательными, «трудными» клиентами?
За время моего «свободного плавания» у меня выработались правила, которым я следую. Я никогда не берусь за заказ, если он мне не нравится, сколько бы за него не предлагали. Никогда не грублю, даже если и стоило бы. Люди разные… Бывает, пишут свои мысли по поводу: как лучше было бы нарисовать то или иное, меня это внутренне «дергает» (потому что как можно состоявшемуся художнику вообще такое говорить?).

Случалось ли отказываться от хорошего, гармоничного решения просто потому, что «вот здесь что-то не то, не знаю, может быть поэкспериментировать с цветом или вообще все переделать»? Как поступаете в подобных ситуациях?
Знаменитая фраза — «я художник, я так вижу» тут как нельзя кстати! Я могу воспринять совет только от тех, чье мнение для меня действительно важно, и таких людей меньше, чем пальцев на одной руке, но при этом, я никогда не выплескиваю это наружу, не вижу смысла… Если человек обратился ко мне, значит ему нравится то, что я делаю, должно быть доверие. Не люблю, когда заказчики контролируют весь процесс, но, слава богу, таких очень мало. Обычно мне говорят: «Таня, я тебе полностью доверяю», обожаю эту фразу! Это развязывает руки, и ты творишь… (улыбается). На самом деле, у меня замечательные заказчики! Правда!

«Мне часто говорят, что я все вижу в «розовых очках» — порой у меня детский, наивный взгляд на мир, и я бываю слишком открытой»

Художнику необходима не только эмоциональная подпитка, но профессиональный рост. Скажите, что помогает лично вам оттачивать свое мастерство?
Безусловно, практика. С каждой новой работой я совершенствую свои навыки. И еще один важный момент: я не рисую «по шаблону». Всегда позволяю себе «ляпы», кляксы; редко продумываю заранее, в какой технике буду рисовать, очень много фишек своих я приобрела как раз импровизацией.

Говорят, что художникам и поэтам открыто больше, чем простым смертным; согласны ли вы с этим утверждением?
Да, согласна… Но скорее с тем, что творческие люди любят, видят и чувствуют окружающий мир совсем иначе! Мне всегда было интересно посмотреть глазами «обычного» человека, замечает ли он всю эту красоту? Мне вообще часто говорят, что я все вижу в «розовых очках» — порой у меня детский, наивный взгляд на мир, и я бываю слишком открытой. Раньше мне это мешало, но лишь потому, что люди, окружавшие меня, были совершенно другими (я говорю про школу и университет), эти мои качества скорее считались слабостью, и многие этим пользовались. Но сейчас я очень рада, что я такая, какая есть!

Куда стремится сердце

Как выстраиваете свой обычный день? Много ли времени удается «сэкономить» для себя и своих близких?
Всегда по-разному. Иногда я могу себе позволить несколько дней вообще не рисовать, а только гулять по городу и проводить время с друзьями. Бывает и так, что времени нет даже ответить на смс, но я люблю такую загруженность, это держит меня в тонусе! Долго отдыхать не люблю, потому что это чревато: можно уйти в загул (смеется).

В микроблоге вы иногда рассказываете читателям о своих необычных снах. Какую роль играют сновидения в вашей жизни? Случалось ли, что приснившееся оберегало, или, наоборот, подталкивало на что-то?
Сны — крутая штука. Они у меня всегда яркие и позитивные! Но я не припомню вещих снов или что-то в этом духе… Просто они настолько реалистичные, что, проснувшись, невольно задаешь себе вопрос «а это было на самом деле или мне приснилось?».

«Ни дня не могу прожить без улыбки! Серьезно! А вообще, без красивого неба, заката, рассвета мне тяжко, если пару дней подряд не вижу природной красоты, мне становится грустно…»

Таня, что помогает «отдохнуть душой»? Какие занятия являются для вас источником вдохновения?
Созерцание! Я визуал по натуре, для меня важно видеть природу, архитектуру, красивых людей… И музыка. Музыка определенно играет не последнюю роль в моей жизни. Еще безумно вдохновляют люди, с которыми ты на одной волне. Я могу целый день потратить просто на переписку с интересным мне человеком.

Есть ли у вас какое-то любимое изречение или цитата, которая помогает по жизни?
Таких цитат очень много… Самую любимую я писала выше, вот еще одна: «Найди себе работу по душе, тогда тебе не придется работать ни одного дня в жизни».

Чем бы вы хотели заниматься, скажем, через двадцать лет?
Если честно, у меня нет настолько далеких планов. Моя жизнь так стремительно меняется, что просто нет смысла это делать. Буквально два года назад я думала, что быть мне архитектором и жить в Самаре, но и то, и другое уже в прошлом…

Вместо постскриптума…

Если бы вас попросили нарисовать Вдохновение, какой образ вы бы придумали?
У меня есть одна работа, в нежных пастельных тонах, там красивые подтеки и сочетания цветов. Когда я ее нарисовала, мне нужно было дать ей название, и назвала я ее — «Вдохновение». Вот так оно и выглядит. Это самая любимая моя абстрактная работа, у меня и чехол на телефоне с этим рисунком, я никогда его не снимаю.

-Татьяна Шашкина

Больше интересных бесед

Благодарим Евгению Долбилову за помощь в подготовке и организации интервью.
Фото героини Аня Латария

 

Добавить комментарий