Пух в действии

Помните? Жизнь в детстве казалась такой простой, понятной и естественной. Но потом мы стали взрослыми, и все изменилось. Как утверждает автор книги «Дао Пуха» Бенджамен Хофф, дело в меде! Шутка. В правильном понимании природы вещей.

Кто бы мог подумать, что всеми любимый  Винни-Пух, оказывается, ни кто иной, как яркий представитель древнего китайского учения! Даосизм, или «путь вещей», возникший на стыке религии и философии, издавна служил источником вдохновения для восточных мыслителей. Однако после того, как американский писатель адаптировал его основные постулаты для широкого круга читателей, популярность этого способа восприятия действительности выросла многократно. Благодаря своему отцу — ученому и коллекционеру азиатского искусства, маленький Бенджи с детства интересовался восточной культурой и философией, а мать-англичанка привила мальчику любовь к британской литературе. Вот так нежданно-негаданно пути мудреца Лао-цзы, автора главного даосского трактата «Дао дэ цзин», и медвежонка из повести Алана Александра Милна пересеклись в книге-бестселлере «Дао Пуха».

«Для Лао-цзы жизнь была не механизмом, расставляющим капканы, — пишет Бенджамен Хофф, — а учителем, преподающим ценные уроки. Необходимо эти уроки усвоить, также как законам нужно следовать, и тогда все будет хорошо. Вместо того, чтобы отворачиваться от «бренного мира», Лао-цзы советовал «слиться с бренностью мира». То, что действует за пределами всех вещей на небе и на земле, он назвал Дао, «Путь». Основной принцип учения Лао-цзы заключается в том, что Путь вселенной нельзя адекватно описать словами и что попытка сделать это станет лишь очередной концепцией для человеческого разума, которая только еще больше запутает. Все же природу Дао можно постичь, но не интеллектуально, а лишь следуя Дао, растворившись в нем».

«С точки зрения даосов, горечь и разочарование исходят от назойливого и неблагодарного ума. Сама по себе жизнь, если ее понять и принять такой, какая она есть, имеет сладкий вкус»

Конечно, обрести способность «спонтанно и гармонично взаимодействовать со всем тем, что происходит в повседневной жизни» — о-о-о-очень заманчиво. Еще привлекательней звучит другое обещание — полного и безмятежного счастья, ведь согласно философии дао именно оно будет естественным результатом такого гармоничного существования. Что ж, попробуем на вкус эту сладкую жизнь!

Мудрость #1

ПУ, НЕОТЕСАННОЕ БРЕВНО, ИЛИ ПРИНЦИП ПРОСТОТЫ

— Если я пойду прочь от этой Ямы, а потом пойду обратно к ней, то, конечно, я ее найду, — сказал Кролик. — А я вот думал, что, может быть, ты ее не найдешь, — сказал Пух. — Я почему-то так думал. — Ты попробуй, — сказал неожиданно Пятачок, — а мы тебя тут подождем. Кролик фыркнул, чтобы показать, какой Пятачок глупый, и скрылся в тумане. Отойдя шагов сто, он повернул и пошел обратно… И после того, как Пух и Пятачок прождали его минут двадцать, Пух встал. — Я почему-то так и думал, — сказал Пух. — А теперь, Пятачок, пойдем домой. — Пух!.. — закричал Пятачок, дрожа от волнения. — Ты разве знаешь дорогу? — Нет, — сказал Пух, — но у меня в буфете стоят двенадцать горшков с медом, и они уже очень давно зовут меня. Я не мог как следует их расслышать, потому что Кролик все время тараторил, но если все, кроме этих двенадцати горшков, будут молчать, то, я думаю, Пятачок, я узнаю откуда они меня зовут. Идем! Они пошли, и долгое время Пятачок молчал, чтобы не перебить горшки с медом, и вдруг он легонько пискнул… а потом сказал: «О-о», потому что начал узнавать, где они находятся. Но он все еще не осмеливался сказать об этом громко, на случай, если он все-таки ошибается. И как раз в тот момент, когда он уже был настолько в себе уверен, что стало неважно, слышны горшки или нет, впереди послышался оклик, и из тумана вынырнул Кристофер Робин.

Ответьте честно на вопрос, для чего вам знание? Кому-то оно необходимо, чтобы быть умнее, кому-то, чтобы казаться таковым, кому-то, похожему на ослика Иа, чтобы жаловаться. Все это заведомо ложные пути. Полагаясь только на знание, невозможно достичь мудрости или счастья, утверждают даосские мудрецы, более того, оно «препятствует любому Стоящему Делу в жизни». В противном случае не медведь, а Кролик был бы на первом месте.

Неотесанное Бревно — так традиционно переводится иероглиф Пу на западе — означает, что «вещи в своей изначальной простоте содержат свою собственную естественную силу — силу, которую легко повредить и потерять, если отказаться от простоты». Простой — не синоним слова «глупый». У каждой вещи или человека есть свое собственное, естественное природное назначение. А самое ценное в простоте — это ее практическая мудрость, мудрость, которую легко понять: «Когда вы отбросите высокомерие, сложность и другие подобные вещи, рано или поздно вы обнаружите тот простой, по-детски непосредственный и загадочный секрет, известный всем тем, кто являет собой Неотесанное Бревно: Жизнь — это Прикол».

 

Благодаря состоянию Неотесанного Бревна к нам приходит способность наслаждаться простотой и спокойствием, естественностью и ясностью. Проявляется талант действовать спонтанно и адекватно в любой ситуации, хотя другим это может показаться несколько странным. Как справедливо заметил Пятачок: «…у Пуха мало мозгов, но он никогда от этого не страдает. Он делает глупости, но всегда выходит, что это как раз то, что нужно».

 

Мудрость #2

ИМЕНИННЫЙ ПИРОГ, ИЛИ ПОЗНАТЬ СВОЮ ВНУТРЕННЮЮ ПРИРОДУ 

— А я умею плавать, — сообщил Ру, — я один раз упал в Реку и плавал. — А Тигры умеют плавать? — онечно, умеют. Тигры все умеют. — А по деревьям они умеют лазить лучше, чем Пух? — спросил Ру, остановившись перед самой высокой из Шести Сосен и задрав голову. — По деревьям они лазят лучше всех на свете, — сказал Тигра, — гораздо лучше всяких Пухов! — А на это дерево они могут влезть? — Они всегда лазят как раз по таким деревьям, — сказал Тигра. — Целый день лазят: то вверх, то вниз. — Ой, Тигра, правда? — А вот сейчас увидишь, — сказал Тигра решительно, — садись ко мне на закорки и увидишь. Он внезапно почувствовал, что лазание по деревьям — это единственный талант тигров, в котором он действительно уверен. — Ой, Тигра! Ой, Тигра! Ой, Тигра! — пищал Крошка Ру в восторге. Он забрался Тигре на спину, и они полезли. До первого сучка Тигра радостно повторял (про себя): «А мы лезем!» Добравшись до следующего сучка, он с гордостью сказал (про себя): «Ну что, я зря говорил, что Тигры умеют лазить по деревьям?» Забравшись еще повыше он сказал (про себя): «Конечно, это не так легко, что говорить!…» А еще повыше он сказал: — Ведь слезать тоже придется. Задом. А еще — еще повыше: — И это будет трудновато… — Если не упасть… — А зато тогда это, кажется, будет совсем…— Легко! И как только он сказал «легко», ветка, на которой он стоял, внезапно сломалась, и он, чувствуя, что падает, едва-едва успел вцепиться в верхнюю ветку. Затем он медленно, медленно поднял голову, зацепился подбородком за эту ветку… Затем подтянул одну заднюю лапу… Потом другую… И, наконец он уселся на эту ветку, тяжело дыша и от души жалея, что он вместо всего этого не попробовал заняться плаванием.

 

Запомните: уметь делать практически все вредно для здоровья! Но думать, что умеешь делать практически все — очень-очень вредно для здоровья! Знать предел своих возможностей — уже большая возможность. Но многие из нас ежедневно пытаются игнорировать «несомненную реальность того, что Вещи Такие, Какие Они Есть».

 

Не следует идти против своей Внутренней Природы. Лучше направить слабости и плохие привычки в противоположном направлении и постараться использовать их с пользой для себя. Так вы избежите открытого конфликта и сведете борьбу к минимуму. Аналогично поступайте и с отрицательными эмоциями, их тоже можно научиться использовать во благо. Все в мире имеет свою Внутреннюю Природу, а ее нельзя обмануть. К сожалению, большинство из нас не прислушивается к ней и, как следствие, совсем себя не понимают. Почему? Вот как объясняет это автор: «людей легко увести в сторону от того, что для них хорошо, потому что у них есть Мозги, а Мозги легко запудрить. А те, кто себя не понимает, не могут себя уважать, и поэтому легко подвергаются чужому влиянию. Вместо того, чтобы зависеть от советов и манипуляций других людей, предлагающих взамен наших «неправильных» шаблонов поведения их «правильные», можно, доверившись своей Внутренней Природе, просто следовать ей во всех ситуациях. Путь Доверия к Себе начинается с понимания того, кто мы есть на самом деле». Это не означает, что мы должны перестать развиваться: «Мудрые — Те, Кто Они Есть. Они используют то, что имеют, и делают то, что умеют. Первое, что мы должны сделать, — осознать нашу Внутреннюю Природу и не терять ее из виду. Потому что внутри Наскакивающего Тигры есть Спасатель, который знает Путь, и внутри каждого из нас есть что-то Особенное, что мы обязательно должны сохранить».

 

В человеческой природе нет бесполезных, нечестных или слишком незначительных способностей. Все зависит только от того, как вы их используете. Как говорил Лао-цзы, «зло может стать сырьем для добра». Тогда, спустя время, вы обнаружите, что во многих случаях ваши слабости превратились в вашу силу.

 

Мудрость #3

ПУТЬ ПУХА, ИЛИ КАК ДЕЛАТЬ, НЕ ДЕЛАЯ 

— Я принес тебе подарочек, — радостно сказал Пух. — У меня уже есть подарочек, — ответил Иа. Тем временем Пух перебрался через ручей и подошел к Иа. Пятачок сидел немного поодаль, закрыв мордочку лапками и хлюпая носом. — Вот он, — объявил Пух. — Это — Очень Полезный Горшок. А на нем знаешь, что написано? «Поздравляю с днем рождения, желаю счастья в личной жизни. Пух». Вот сколько всего написано! И в него можешь класть что хочешь. Держи. Потом Иа обнаружил, что, поскольку его воздушный шар больше не был таким большим, как Пятачок, его легко можно было положить в Полезный Горшок и вынуть, когда он был нужен, чего нельзя сделать с обычным Громоздким Шаром… — не очень приятно, — радостно сказал Пух, — что я догадался подарить тебе Полезный Горшок, куда можно класть какие хочешь вещи! — А мне очень приятно, — радостно сказал Пятачок, — что я догадался подарить тебе такую вещь, которую можно класть в этот Полезный Горшок! Но Иа ничего не слышал. Ему было не до того: он то клал свой шар в горшок, то вынимал его обратно, и видно было, что он совершенно счастлив…

 

Когда слишком сильно напрягаешься, ничего не выходит. Замечали? Самый верный способ стать напряженным и нервным — это «развить ум, который слишком много напрягается, то есть такой ум, который слишком много думает». Так человек лишает себя очень важной поддержки — поддержки естественных законов.

 

Пух, пожалуй, самый ненапрягающийся медведь из всех, которых мы когда-нибудь видели. «Не действовать, не причинять, не делать» — гласит даосский принцип У Вэй. Когда вы следуете ему, все получается легко, как бы само собой. Никакого стресса или борьбы. На практике это означает не отсутствие действия, а отсутствие ОЩУЩЕНИЯ своего действия. У Вэй не напрягается, не размышляет: «Он просто делает. И когда он что-то делает, кажется, что он не делает ничего. Но Все Оказывается Сделанным». Что называется, почувствуйте разницу: «сущность У Вэй подобна воде, текущей по камням — не тот механический прямолинейный подход, который обычно заканчивается насилием над естественными законами, а тот, который из внутренней чуткости перерастает в природный ритм вещей».  

 

Когда вы найдете общий язык с вашей Внутренней Природой и с естественными законами, действующими вокруг вас, вы сможете использовать естественный порядок вещей и действовать по принципу минимального усилия: «Все будет происходить так, как надо и в нужное время. Ведь все так и происходит, если вы позволяете этому происходить, если вы взаимодействуете с обстоятельствами, вместо того, чтобы говорить: «Так быть не должно», и пытаетесь все изменить. Если вы в гармонии с Тем, Как Все Происходит, то все происходит именно так, как надо, не важно, что вы об этом думаете. Со временем, вы можете оглянуться и сказать: «О! Теперь я понимаю. Это должно было произойти, чтобы то могло случиться, а то должно было случиться, чтобы это могло произойти…» И тогда вы понимаете, что даже если бы вы старались сделать все как можно лучше, вряд ли вышло бы лучше, а если бы вы очень старались, вышло бы черт-те что. На своем высочайшем уровне У Вэй действует необъяснимо и незаметно, поскольку становится рефлекторным действием».

 

Мудрость #4

НАГРАДА НЕ ЗА ОБЛАКАМИ, ИЛИ НАСЛАЖДЕНИЕ ПРОЦЕССОМ

— Пух, что ты любишь делать больше всего на свете? — Ну, — ответил Пух, — я больше всего люблю… И тут ему пришлось остановиться и подумать, потому что хотя кушать мед — очень приятное занятие, но есть такая минутка, как раз перед тем, как ты принимаешься за мед, когда еще приятнее, чем потом, когда ты уже ешь, но только Пух не знал, как эта минутка называется. И еще он подумал, что быть с Кристофером Робином тоже очень приятное дело, и быть с Пятачком — это тоже очень приятное дело, и вот когда он это все обдумал, он сказал: — Что я люблю больше всего на свете — это когда мы с Пятачком придем к тебе в гости и ты говоришь: «Ну как, не пора ли подкрепиться?», а я говорю: «Я бы не возражал, а ты как, Пятачок?», и день такой шумелочный, и все птицы поют.

 

 

Еще одно препятствие на нашем пути называется Экономия Времени: «Основная проблема с этой навязчивой идеей Экономии Времени очень проста: вы не можете экономить время. Вы можете только тратить его. Тратить умно или глупо».

Так как же прекратить эту бесполезную и бессмысленную гонку? Согласитесь, когда цель достигнута, она уже не значит для нас так много. И мы находим новую. Затем следующую. Потом еще и еще… Цели необходимы нам, чтобы постоянно пребывать в процессе, именно благодаря этому пути мы становимся мудрее и счастливее: «Наслаждение процессом — вот секрет, который стирает миф о Великой Награде и Экономии Времени».  

 

«Как можно назвать мгновение перед тем, как мы начали есть мед? Некоторые назовут это предвкушением, но нам кажется, это больше, чем просто предвкушение. Мы бы назвали это осознаванием. Это когда мы счастливы и осознаем это, даже если всего лишь на мгновение. Наслаждаясь процессом, мы можем растянуть это осознавание настолько, что оно перестанет быть всего-лишь мгновением и станет самим процессом. Тогда мы сможем всегда радоваться. Прямо как Пух». И забыть о времени, а время, возможно, забудет о нас…

 

Мудрость #5

ТИРЛИМ-БОМ-БОМ, ИЛИ ЭФФЕКТ СНЕЖНОГО КОМА

— Самый подходящий дом для Совы. Как ты считаешь, маленький Пятачок? — спросил Иа. И тут Пятачок совершил Благородный Поступок. Он совершил его как бы в полусне, вспоминая обо всех тех чудесных словах, которые спел про него Пух. — Да, это самый подходящий дом для Совы, — сказал он великодушно. — Я надеюсь, что она будет в нем очень счастлива. — И он два раза проглотил слюнки, потому что ведь и он сам был в нем очень счастлив. — Что ты думаешь, Кристофер Робин? — спросил Иа не без тревоги в голосе, чувствуя, что тут что-то не так. Кристоферу Робину нужно было задать один вопрос, но он не знал, как его задать. — Ну, — сказал он наконец, — это очень хороший дом, и ведь если твой дом повалило ветром, ты должен куда-нибудь переехать. Правда, Пятачок? Что бы ты сделал, если бы твой дом разрушил ветер? Прежде чем Пятачок успел сообразить, что ответить, вместо него ответил Винни Пух. — Он бы перешел ко мне и жил бы со мной, — сказал Пух. — Правда же, Пятачок? Пятачок Пожал ему лапу. — Спасибо, Пух, — сказал он. — С большой радостью.

 

 

Генри Дэвид Торо, американский писатель и мыслитель, писал: «…Большинство людей ведет безнадежное существование. То, что зовется смирением, на самом деле есть убежденное отчаяние». Но никто не может нас заставить быть его частью. 

 

Принцип Тирлим-Бом-Бом возник из песенки Винни-Пуха, его называют также Эффектом Снежного Кома. Он может быть как со знаком плюс, так и со знаком минус: «Суть заключается в том, чтобы или «позволить» ему работать на вас и на пользу другим, или столкнуться с Отвратительными Последствиями. Используя Принцип Тирлим-Бом-Бом, вы с помощью уважения создаете Уважение. Чем больше снегопад, тем больше снега». Достаточно сделать первый шаг: поверить в ту силу, которая находится внутри нас, и использовать ее: «Мы должны действовать, как Пух, — как только ситуация ясна и видно, что мы можем сделать, нам надо использовать все, что попадается на пути, чтобы сделать все, что от нас требуется. Гораздо чаще, чем кажется, все необходимые нам вещи находятся рядом с нами, и все, что нам нужно сделать — использовать их». 

 

«Хотите быть по-настоящему счастливыми? Вы можете начать с того, чтобы научиться ценить себя такими, какие вы есть, и быть благодарными за то, что имеете. Хотите быть совершенно несчастными? Можете начать с недовольства. Знание, счастье и бесстрашие не ожидают нас где-то за горизонтом; они — часть непрерывного круга, который начинается прямо здесь. Они не только в конце, но и в начале. Чем больше снегопад, тем больше снега, тем больше снега падает…» Лучше и не скажешь, не правда ли?

 

Мудрость #6

ВЕЛИКОЕ НИЧТО, ИЛИ МОГУЩЕСТВО ЧИСТОГО УМА

Они шли, думая о Том и о Сем, и постепенно они добрались до Зачарованного Места, которое называлось Капитанский Мостик, потому что оно было на самой вершине холма. Там росло шестьдесят с чем-то деревьев, и Кристофер Робин знал, что это место зачаровано, потому что никто не мог сосчитать, сколько тут деревьев — шестьдесят три или шестьдесят четыре, даже если он привязывал к каждому сосчитанному дереву кусочек бечевки. Как полагается в Зачарованном Месте, и земля тут была другая, не такая, как в Лесу, где росли всякие колючки и папоротник и лежали иголки; здесь она вся заросла ровной-ровной зеленой травкой, гладкой и шелковистой… Сидя там, они могли видеть весь мир — во всяком случае, до того самого места, где небо сходится с землей, и весь этот мир был вместе с ними здесь, в Зачарованном Месте.

 

Использовать ум для того, для чего он обычно используется, неэффективно и неуместно.

 

Сила чистого ума огромна, и ею может обладать любой, кто сумеет применить на практике «сущность Пустоты». Откуда к нам в голову приходят идеи? Совершенно верно! Ниоткуда! Они возникают из великого Ничего. Для каждого из нас состояние Пустоты абсолютно естественно, ее мы ощущали в детстве, когда были беспомощны, но все осознавали, наслаждаясь тем, что нас окружало. Затем, пройдя этап юности — отчаянного стремления к независимости, — мы стали взрослыми, зрелыми личностями, но взрослый — не самая высокая ступень в развитии. Венец развития — это «независимый, все видящий Ребенок с кристально чистым умом». Этот уровень и называется Дао. «Почему просветленные кажутся наполненными светом и счастьем, как дети? Потому что они и есть дети. Просветленные — это Дети, Которые Знают». Пустой, или свободный ум, незаменим в поиске потерянных хвостов, потому что ясно видит, что находится перед ним. Перегруженный знаниями и мудростью ум на это не способен. Старайтесь, чтобы взор вашего разума был обращен наружу, а не внутрь. Старайтесь слышать своими ушами и видеть своими глазами: «Знание и Мудрость имеют привычку вовлекаться в какие-то бестолковые дела, а ум, запутавшись в Знании, Мудрости и Абстрактных Идеях, постоянно гоняется за тем, что совершенно неважно или, даже, не существует, вместо того, чтобы видеть, ценить и использовать то, что находится прямо перед ним».

 

Тишина приятна нашему уху после какофонии звуков, и нет ничего вкуснее воды для уставшего путника в жаркий полдень, так и Пустота, согласно Дао, очищает наш разум от всего наносного, успокаивает его и заряжает «батареи духовной энергии».

 

«В каждом из нас есть и Сова, и Кролик, и Иа, и Пух. Слишком долго мы следовали путем Совы и Кролика. Теперь, как Иа, мы жалуемся на последствия. Но это не помогает. Если мы не дураки, мы выберем путь Пуха. Как бы издалека, он зовет нас чистым голосом ума ребенка. Может быть, иногда его трудно услышать, но от этого он не становится менее важным, потому что без него мы никогда не найдем свой путь через Лес»

Добавить комментарий