СКАЗКА НА НОЧЬ

Дневная суета отступает. Тишина накрывает улицы и дома мягким одеялом. Небо темнеет, и в вышине одна за другой появляются звездочки. Они собираются вокруг мамы-Луны, чтобы услышать очередную сказку… 

Джорджа Макдональда называют одним из самых загадочных писателей XIX века. Стоящий в стороне от литературной моды, он пережил и славу, и забвение. Прошло почти сто лет, прежде чем на его книги вновь обратили внимание.

Большинство знают шотландца благодаря сказкам, но он писал не только для детей. Макдональд — один из основоположников жанра фэнтези, автор первого фэнтезийного романа, его прозой вдохновлялись Клайв Льюис, Джон Толкин, Гилберт Честертон… А Льюис Кэрролл, в то время никому неизвестный математик, считал писателя своим наставником. Сказочная повесть «Золотой ключ» послужила основой для сюжета знаменитой «Алисы», которую именно Макдональд помог опубликовать своему другу.

У писателя было пять дочерей и шесть сыновей. По свидетельствам современников, Джордж был прекрасным рассказчиком, и дети то и дело просили отца сочинить новую историю. Имея одиннадцать детей, можно ли не сделаться сказочником? Вопрос риторический. К тому же литература оказалась едва ли не единственным способом прокормить большую семью, и он работал не покладая рук.

Викторианская сказка… Светлые христианские мотивы и темные языческие тайны. Хаос и порядок. Свободомыслие и мораль. В русских сказках всегда счастливый конец. В Англии, наоборот, считалось, что ребенок должен не только радоваться, но и плакать над книгой. Будешь жить, не зная душевных страданий, никогда не вырастешь по-настоящему. Сложная, противоречивая природа викторианского сознания отразилась и в произведениях Макдональда. Но, будто по волшебству, ты всегда становишься чуть лучше, чуть совершеннее, чем был до их прочтения.

Сказочная повесть «Золотой ключ» вошла в сокровищницу мировой детской литературы.

Впервые героем сказки становится не принц, а обычный мальчик. Ему предстоит совершить долгое странствие по незнакомому миру, научиться преодолевать трудности, найти желаемое и обрести счастье.

«То, что у нас выглядит настоящим, в Волшебной стране становится совсем призрачным, а то, что у нас находится в беспрестанном движении, там, бывает, и с места не сдвинешь».

Лес, Радуга, Летающие рыбки, Морской, Подземный и Огненный Старцы, Страна, откуда падают тени… Не только детям, но и взрослым будет интересно погрузиться в мир символов, попытаться разгадать их тайные смыслы или даже придумать собственный. Ведь именно об этом мечтал сказочник, когда создавал эту чудесную историю!

Глубокая вера в то хорошее, что есть в каждом из нас, стремление обратить внимание на изначальную чистоту и внутреннюю красоту человека, было основополагающим для писателя. Неслучайно церковная карьера Макдональда не удалась. Ведь он упрямо проповедовал мысль, что каждый достоин обрести спасение. Главное, найти заветный золотой ключ. И у каждого он – свой.

Джордж Макдональд,
«Золотой ключ»

Глава I

Жил-был мальчик, который по вечерам нередко сидел в сумерках, слушая рассказы своей двоюродной бабушки. Она говорила ему, что, если добраться до того места, где радуга упирается в землю, то можно найти золотой ключ.

– А для чего он, этот ключ, – спрашивал мальчик. – От чего он? Что он отпирает?

– Этого никто не знает, – неизменно отвечала бабушка. – Каждый должен понять это сам.

– Но если ключ золотой, – как-то раз задумчиво произнес мальчик, – значит, его можно продать и
выручить уйму денег.

– Лучше совсем его не находить, чем найти и продать, – откликнулась бабушка.

А потом мальчик шел спать, и во сне ему снился золотой ключ. Понятно, что все бабушкины рассказы о золотом ключе были бы сущей чепухой, если бы их домик не стоял у самой границы Волшебной страны. Ведь все прекрасно знают, что за пределами Волшебной страны найти то место, куда упирается радуга, просто невозможно. Да и сама радуга бережет свой золотой ключ как зеницу ока, то и дело порхая с места на место, чтобы кто-нибудь его не нашел! В Волшебной стране дела обстоят совсем иначе. То, что у нас выглядит настоящим, в Волшебной стране становится совсем призрачным, а то, что у нас находится в беспрестанном движении, там, бывает, и с места не сдвинешь. Так что во всем том, что старушка рассказала своему внучатому племяннику о золотом ключе, не было ничего нелепого.

– А ты сама знала кого-нибудь, кто нашел этот золотой ключ? – как-то спросил он.

– Знала. Насколько я знаю, его нашел твой отец.

– А ты не знаешь, что он с ним сделал?

– Он мне об этом не рассказывал.

– А какой он был, этот ключ?

– Он мне его не показывал.

– А как у радуги появляется новый ключ?

– Не знаю; появляется и все тут.

– Может, радуга сносит его, как птица сносит яйцо?

– Может, и так. Счастлив тот мальчик, который найдет ее гнездо.

– А может, он скатывается по радуге с неба?

– Может, и так.

Однажды летним вечером мальчик стоял в своей комнате у решетчатого окна, глядя на лес, окаймлявший Волшебную страну. Лес подобрался к самому саду его двоюродной бабушки и кое-где даже пустил в него свои деревья. Лес лежал на востоке, и солнце, как раз садившееся за домом, смотрело своим немигающим багровым глазом прямиком в темную чащу. Деревья были старые, и внизу у них почти не было ветвей, так что солнечный взгляд проникал в самую глубь леса, а мальчик, у которого глаз был зоркий, видел почти так же далеко. В огненном сиянии заката стволы стояли, словно ряды багряных колонн, и взгляд мальчика скользил по одному проходу за другим, устремляясь вдаль, где все терялось из виду. Он смотрел на лес, и ему начало казаться, что все деревья ждут его, и без него не может свершиться то, что должно свершиться. Но он был голоден, а время подходило к ужину, и он в нерешительности заколебался.

Вдруг вдалеке между деревьями, там, куда едва добирались солнечные лучи, он увидел нечто совершенно невероятное. Это был конец радуги, огромный и переливающийся светом. Он насчитал все семь цветов и увидел, что за фиолетовым следует целое множество новых оттенков, а перед красным сияет еще более великолепный и таинственный цвет, какого он еще никогда не встречал. Виден был лишь нижний конец радуги; ее верхушки над деревьями не было.

«Золотой ключ!» – воскликнул мальчик про себя и, пулей вылетев из дома, помчался в лес.

Он успел пробежать совсем немного, как солнце зашло, но радуга лишь засияла еще ярче, потому что в Волшебной стране она светится не от солнца, как это заведено у нас. Деревья были рады мальчику. Кусты уступали ему дорогу. Радуга делалась все больше и ярче, и наконец мальчик остановился буквально в двух деревьях от нее.

Это было настоящее чудо, пылающее в лесной тишине самыми восхитительными, самыми тонкими красками, каждая отдельно и все цвета вместе. Теперь он мог рассмотреть ее как следует. Радуга поднималась высоко в синие небеса, с едва заметным изгибом, так что трудно было понять, где ее верхушка; перед ним была лишь малая часть огромной дуги.

Он стоял, завороженно глядя на нее и от восторга позабыв обо всем на свете – даже о золотом ключе, который ему так хотелось найти. Он смотрел и смотрел, и взору его открывались все новые чудеса. В каждом из цветов, больших, как колонны храма, он разглядел еле уловимые прекрасные фигуры, медленно идущие вверх, словно по ступеням винтовой лестницы. Фигуры появлялись нерегулярно – то в одиночку, то помногу, то сразу несколько, то вообще ни одной – и мужчины, и женщины, и дети – все разные, и все прекрасные.

Он шагнул вперед. Радуга исчезла. Огорченный, он отпрянул назад, и радуга снова появилась, такая же ослепительная, как и прежде. Мальчик решил не подходить ближе, чем позволяла ему радуга, и продолжал смотрел на фигуры, восходящие по дивным цветам к неведомой вершине сияющей арки, которая не обрывалась, но таяла в синеве так постепенно, что нельзя было понять, где она есть, а где ее нет.

Когда он снова вспомнил о золотом ключе, то весьма разумно рассудил, что надо хорошенько запомнить то место, куда упирается радуга, чтобы потом знать, где его искать, если она вдруг исчезнет. А упиралась она, главным образом, в зеленый мох.

Тем временем в лесу стало совсем темно, и мальчик видел лишь радугу в ее собственном сиянии. Но как только взошла луна, радуга исчезла, и как мальчик ни старался, на сколько бы шагов ни отходил, больше она не появлялась. Тогда он улегся на мшистую прогалину, чтобы подождать, пока солнечный свет поможет ему найти ключ, – улегся и крепко заснул.

Когда утром он проснулся, солнце смотрело ему прямо в глаза. Мальчик отвернулся и в тот же миг увидел что во мху, перед самым его лицом, что-то сверкает. Это был золотой ключ. Ножка его была сработана из простого, но самого что ни на есть яркого золота, а головка была сложной, причудливой формы и вся усыпана сапфирами. Похолодев от восторженного ужаса, он протянул руку и взял его, и завладел им.

Какое-то время он лежал, снова и снова поворачивая ключ в ладонях, словно никак не мог насытиться его красотой. Потом он вскочил на ноги, вспомнив, что прелестная вещица пока остается совершенно бесполезной. Где замочная скважина, к которой подходит этот ключ? Она непременно должна где-то быть, ведь это было бы просто глупо – сделать ключ, для которого нет замка. Где же его искать?

Мальчик огляделся вокруг, посмотрел вверх на небо и вниз на землю, но не увидел замочной скважины ни в облаках, ни в траве, ни на деревьях.

Он уже совсем было отчаялся, как вдруг заметил, что в лесу что-то мерцает. Это был всего лишь мимолетный отблеск, но он принял его за сияние радуги и пошел ему навстречу.

1860, перевод Ольги Лукмановой 

Джордж Макдональд/George MacDonald (10.12.1824 — 18.09.1905) — английский и шотландский писатель, поэт и священник. Именно Макдональда считают родоначальником жанра фэнтези. Будущий писатель вырос в необычайно образованной среде: его дед поддержал публикацию издания легендарного барда III века Ойсина, спорный кельтский текст, который, как полагают, способствовал началу европейского романтизма; дядя был известным ученым, коллекционером сказок и кельтской поэзии; отец питал пристрастие к Ньютону, Бернсу и Дарвину, а мать получила классическое образование и знала несколько языков. Юноша окончил Абердинский университет/University of Aberdeen со степенью магистра по химии и физике. Работал домашним учителем, затем, после курса в теологическом колледже, служил священником, но его настоящим призванием стала литература. Одним из главных реалистических произведений писателя не без оснований считается роман «Сэр Гибби» (1879) о жизни и приключениях маленького немого беспризорника. Но мировую известность и любовь читателей шотландцу принесли фэнтезийные романы и сказки: «Фантасты» (1858), «Золотой ключ» (1860), «Невесомая принцесса» (1867), «Страна Северного Ветра» (1871), «Принцесса и гоблин» (1872),  притча «Мудрая женщина» (1875) и «Лилит» (1895).

Больше интересных книг…

Добавить комментарий