БЕСЕДУЕМ С ПОЭТЕССОЙ ИОАННОЙ КАРАМАН

Есть ли у поэзии сила изменить мир? Ответ нашей героини: «да». Стихи для нее — способ общения, только более доверительный: «В обычной жизни к таким моментам приходят годами, но в поэзии достаточно одной строки, чтобы кто-то вдруг понял себя, пережил, исцелился, увидел мир по-новому…»

Расправить крылья

Помните первое соприкосновение с творчеством? 
Мне было лет двенадцать, когда я впервые влюбилась. Как-то проснулась среди ночи, в голове крутились строчки… Взяла ручку, блокнот — и записала их. Наутро подумала, что это был сон, пока не обнаружила четыре больших четверостишия. Позже я назвала это стихотворение «Безответная любовь». Кстати, тот блокнот до сих пор храню.  

C кем маленькая Иоанна чувствовала особое душевное родство, был такой человек?
Скорее, меня всегда сопровождало некое внутреннее одиночество. Стихи стали спасением. Терапия и разговор с самой собой. 

«Вместо сочинений я писала стихотворения на тему прочитанного произведения. До сих пор помню, какой восторг это вызывало и у меня, и у учителя»

Наверное, литература была любимым предметом в школе?
Нет, уроки литературы я полюбила только в старших классах с приходом нового учителя. Тогда я взахлеб начала читать классику, разбирала смыслы и вместо сочинений писала стихотворения на тему прочитанного произведения. До сих пор помню, какой восторг это вызывало и у меня, и у учителя. 

Говорят, творческий взрослый — это ребенок, который выжил. Какие детские качества удалось сохранить вам? Что помогает, а что, возможно, мешает?
Какая интересная и глубокая мысль! Помню, мама как-то сказала — ты всегда была очень живым ребенком. Это качество до сих пор со мной. Страсть к жизни, бьющая через край энергия, яркость проживания чувств… Это как помогает, так и мешает (улыбается).

Искусство нельзя обмануть

Иоанна, в чем суперсила поэта?
Отвечу строчкой из своего стихотворения:

Пропустить что-то большее через себя,
Позволить этому быть.
Всем сердцем искренне жизнь любя,
Позволить ее творить.

Существует мнение, что поэзия — язык протеста. Согласны ли вы с этим утверждением?
Поэзия — это инструмент. И каждый выбирает для себя, как он его применяет и для чего. Будь то протест, манифест, перфоманс или обращение. Даже один человек в рамках своего творческого пути может использовать его по-разному, исходя из контекста жизни и эволюции собственной души. Для меня поэзия — это форма публичного выражения идей, позиций, взглядов. Способ сказать миру: «Я есть».

Как вы думаете, какое самое большое заблуждение о поэзии?
Что она не для всех. Иногда слышу: «О, я так далека от поэзии». Но ведь поэзия – это отражение нашей жизни. После своих выступлений я общаюсь с гостями, и они признаются, что в моих стихах увидели себя, почувствовали себя живыми, ощутили, что не одни… Поэтому я считаю, что поэзия — для всех.

«Поэзия, которая звучит в нужное время,
способна не просто вдохновлять, а менять судьбы»

Считаете ли вы, что хорошая поэзия может воздействовать на людей преобразующее, трансформационно? Способно ли высокое искусство поддерживать мир в равновесии Добра и Зла? И что нужно для этого, на ваш взгляд?
Да, я верю, что поэзия обладает трансформационной силой. Слово — это энергия, способная пробуждать чувства, менять внутреннее состояние человека и заставлять его переосмысливать реальность. В моменты кризиса, боли или поиска смысла именно поэзия может стать тем мостиком, который поможет перейти через тьму к осознанию, к свету, к себе. Высокое искусство, будь то поэзия, музыка, живопись, действительно влияет на равновесие Добра и Зла. Оно напоминает нам о красоте, о глубине, о смыслах, которые выходят за пределы обыденности. Искусство способно не только обнажить правду, вскрыть раны, но и залечить их. Оно создает диалог внутри каждого из нас и в обществе в целом. Но для этого нужно несколько вещей. Во-первых, честность — поэзия должна рождаться из подлинного переживания, из глубины, иначе она не тронет душу. Во-вторых, сила образа — слова должны не просто звучать, а создавать в сознании читателя живую картину. В-третьих, доступность — искусство должно жить в пространстве культуры, находить своего слушателя, а не оставаться в тени. Поэзия, которая звучит в нужное время, способна не просто вдохновлять, а менять судьбы.

Читаете современную поэзию, чье творчество отзывается? Есть авторы, которые вас вдохновляют? 
Меня очень вдохновляет творчество и путь Ирины Астаховой, Анны Егоян. Последнее время наблюдаю за амбассадорами музыкально-поэтического лейбла Prometheus Media. С любопытством слежу за Эдгаром Винницким. Откликается его стиль, подача, смыслы и глубина. Близкая мне риторика. 

XIX век был назван золотым в русской поэзии, XX век — серебряным. Как вы думаете, какое место отведено поэзии в XXI веке?
Мне кажется, только сейчас наступает ее настоящий расцвет. С развитием технологий, искусственного интеллекта и тем, как активно мы заходим в новую промышленную революцию, растет спрос на авторскую проявленность и потребность в уникальном человеческом творчестве. Думаю, нам еще предстоит увидеть, к чему это приведет. И за этим очень интересно наблюдать.

Найти себя — как найти бога

Как и почему вы решили стать поэтессой? Что вдохновило начать?
Непреодолимое желание делиться с людьми. Невозможность молчать. Я долгое время искала уникальную форму для проявления себя в этом мире, формат, который станет авторским, личным и реализованным только мной. Что это, если не стихи? Подростком я проживала через них сложные чувства, искала ответы на вопросы… Потом случилось непростое расставание с первой любовью, и я замолчала почти на пятнадцать лет. Надеялась, что творчество вернется, но нет. Ничего. Все изменилось однажды летом, когда, пройдя через глубокие личные трансформации, мне удалось зайти в ту вытесненную боль. Я словно вернулась к себе. И написала «Бог во мне»… а на груди у меня засыпал сын.

Я есть. Меня нет. Я здесь. Я везде.
Я чувствую боль, что не прожита.
И горечь потерь.

Мне боязно жить. Мне страшно любить.
И как разрешить мне себе в этом мире по новой творить?

Мечта в тишине. Рождается свет.
Когда нет меня, Бог во мне.
Рождает рассвет.

Я есть. Меня нет. Я здесь. Я везде.
Смиряю величие и растворяюсь в его пустоте.

Я дьявол и Бог. Творец и гонец.
Я плача творю. Но это не я.
Творение жизни. Начало. Конец.

Расскажите чуть больше о стихотворении «Девочка воин». Что вдохновило на его создание?
Прочитала у Анны Егоян фразу: «Не все дочери мамины принцессы, некоторые из них папины войны». И увидела в ней себя… «Девочка воин» отражает внутренний конфликт — желание довериться и страх стать уязвимой. Многим из нас знакомо состояние, когда сердце закрыто. Это говорит о глубокой травме, разочаровании и боли. Я постаралась передать, насколько трудно все время контролировать чувства, как ошибочна установка «всегда быть сильной». И в конце стихотворения оставила надежду на преображение через любовь. 

«В какой-то момент я осознала, что моя поэзия не просто
выражает мои мысли и чувства, а становится голосом
для других — тех, кто ищет себя, проходит через боль
и преображение. Так мой голос обрел не только
индивидуальность, но и миссию»

Если бы пришлось назвать только одно стихотворение, отражающее суть вашего творчества, какое бы выбрали и почему?
Сложный вопрос, поскольку все стихи отражают мой путь, мою эволюцию… Но, если бы все-таки пришлось выбирать, я бы назвала «Женские грани». Это портрет нашей современницы, которая живет во всей полноте своих эмоций, состояний и ролей:

Тебя так много. И ты другая.
Сегодня скромница и дитя.
Вчера распутница и путана.
А завтра мама, подруга, жена.

Теперь начальница и воюешь.
В доспехах, шлеме и на коня.
Тебя так много. Кричишь. Танцуешь.
Ты уязвима. Слетела броня.

Тебя так мало. И ты другая.
Вдруг пропадаешь и не звонишь.
Совсем не пишешь. Уже чужая.
И воцаряешь полнейшую тишь…

Почитать стихи…

В свете последних лет особое место заняла философия стоиков — все больше людей проникаются идеями Марка Аврелия, Сенеки… Ваши стихи также можно отнести к жанру философской лирики. Какое место занимает философия в вашей жизни, чьи идеи близки и почему?
Философия в моей жизни — это не просто абстрактные размышления, а способ осмысления реальности. Для меня это инструмент понимания себя, других людей и мира, способ находить опору в изменчивости жизни. Я с любопытством исследую разные учения и направления, рассматривая философию не как академическую дисциплину, а как живую ткань мыслей, эмоций, наблюдений, которые затем проявляются в стихах — в попытках ухватить суть бытия, женской природы, любви, боли и преображения.

Стоики мне близки своим отношением к трудностям: идеей, что человек не может управлять внешними обстоятельствами, но может управлять своим отношением к ним. Однако мои стихи исследуют не только контроль и принятие судьбы, но и глубину переживания, поиск смысла внутри противоречий. В этом контексте мне ближе экзистенциальная философия. Ее идеи о свободе, выборе, одиночестве, абсурде жизни и ее подлинности находят отклик в моей поэзии. Кроме того, меня вдохновляет философия Ницше — его идея о преодолении себя, о внутренней силе, которая позволяет человеку выйти за пределы установленных рамок и найти свой путь. В каком-то смысле, мои стихи — поиск этого пути через эмоции, интуицию, глубинные вопросы о природе человека и его чувств.

«В обычной жизни к таким моментам приходят годами,
но в поэзии достаточно одной строки, чтобы кто-то вдруг понял себя, пережил, исцелился, увидел мир по-новому…»

Вы пишете каждый день?
Скорее нет, чем да. Но я убеждена, что вдохновение не стоит просто ждать. Для него нужно создавать пространство.

Возвращаетесь ли вы к своим первым поэтическим опытам, чтобы пережить чувства вновь? Правите уже написанное или всегда смотрите только вперед?
Я редко возвращаюсь к юношеским стихам, но к тем, что начала писать и издавать недавно, обращаюсь. Более того, чувствую в этом необходимость — мне нужно самой прожить эти смыслы и чувства. А вот правлю написанное крайне редко. Если только какие-то штрихи по ритму или рифме.

Как вы искали свой неповторимый творческий голос?
Мой творческий голос — это нечто интуитивное и одновременно осознанное. Я никогда не искала его специально, но всегда позволяла проявляться тому, что хочет быть высказанным. Когда я вернулась к стихам после долгого перерыва, поняла, что нашла свой стиль: честный, многослойный, глубокий. В нем есть философия, ритм жизни, эмоции, женская сила и поиск смысла. В какой-то момент я осознала, что моя поэзия не просто выражает мои мысли и чувства, а становится голосом для других — тех, кто ищет себя, переживает перемены, проходит через боль и духовное преображение. Так мой голос обрел не только индивидуальность, но и миссию.

Что самое сложное на творческом пути?
Быть услышанной. Создавать – естественно. Это поток, искреннее выражение себя. Но донести свой голос до многих, сделать так, чтобы твои стихи не просто существовали, а находили отклик, — это уже совсем другая история. Продвижение в творчестве требует не только таланта, но и стратегического мышления, системности, умения выстраивать коммуникации. Это постоянный баланс между искусством и маркетингом, между глубиной и доступностью. Нужно находить способы говорить с аудиторией на ее языке, не теряя своей аутентичности. Кроме того, творчество — это всегда уязвимость. Быть услышанной означает быть открытой, сталкиваться с разными реакциями, принимать не только восхищение, но и равнодушие или критику. Это требует внутренней устойчивости и веры в свое дело. Но несмотря на сложности, этот путь бесценен. Потому что каждая строка, нашедшая отклик, каждое слово, которое помогло кому-то почувствовать, понять, прожить, — это подтверждение, что голос не просто звучит, а действительно доходит до людей.

Когда случается творческий кризис, что помогает его преодолевать?
Несколько вещей. Прежде всего, осознание, что творчество — это не просто хобби, а важная часть моей личности, способ осмысления мира. Позволение писать не ради результата, а ради самого процесса — без ожиданий, без страха, что «будет недостаточно хорошо». И, наконец, окружение — люди, которые вдохновляют, которые чувствуют так же глубоко, которые готовы слышать. Кризис — это не конец, а пауза, за которой обязательно будет новая глава. Главное, не бояться снова открыть этот поток, даже если кажется, что потеряно слишком много времени.

Есть ли у вас творческая мечта?
Моя творческая мечта масштабна. Хотелось бы написать знаковые произведения, которые будут цитировать, создать культурное движение, которое будет вдохновлять людей на осмысление себя через поэзию, выйти на мировой книжный рынок, проводить музыкально-поэтические вечера в огромных концертных залах, сотрудничать с разными творческими людьми… Поэзия — это не просто слова на бумаге, это голос поколения, эмоциональный и философский код времени.

Больше, чем я 

Поэзия — это, пожалуй, самая интимная форма искусства. Как вы относитесь к совместному проживанию эмоций с незнакомыми людьми?
Я чувствую в этом смелость — открываться, не зная, как тебя примут. Чувствую силу через слабость — когда делишься личным, но это делает тебя не только уязвимой, но и по-настоящему живой. В этом искренность, глубина, умение проживать и передавать эмоции без страха. Это яркость жизни, когда ты не просто говоришь, а чувствуешь вместе с другими, когда твои слова становятся их отражением. И главное, это тотальная глубина контакта душ. В обычной жизни к таким моментам приходят годами, но в поэзии достаточно одной строки, чтобы кто-то вдруг понял себя, пережил, исцелился, увидел мир по-новому. Это не просто искусство, здесь мы встречаемся без масок.

Сегодня многие страдают от синдрома самозванца. Приходилось ли чувствовать что-то подобное, и как удалось преодолеть этот внутренний конфликт?
Я знакома с этим состоянием. Однако это никогда не касалось моих стихов, поскольку я считаю, что творчество невозможно объективно оценить — оно уникально и индивидуально. Кому-то откликается, кому-то нет… Именно это понимание придает мне уверенность двигаться дальше. Творчество и поэзия стали для меня пространством, где нет и не может быть места синдрому самозванца.

«Не бойтесь показывать свои работы. Творчество живет
в контакте, его энергия усиливается в процессе обмена
и взаимодействия»

Как относитесь к критическим замечаниям? И чье мнение для вас важнее: внутреннего критика или окружения?
Признаюсь, что бываю чувствительна к критике. Особенно, когда мнение совпадает с моим собственным. Будучи требовательной к себе, я работаю над тем, чтобы уменьшить стремление к перфекционизму и позволить себе делать хорошо, а не идеально. Учусь меньше анализировать и больше доверять процессу, принимая свои усилия такими, какие они есть.

Есть ли у вас совет для тех, кто только начинает свой творческий путь?
Не бойтесь показывать свои работы. Делитесь с окружающими, ищите обратную связь и вдохновение в общении. Творчество живет в контакте, его энергия усиливается в процессе обмена и взаимодействия. Это поможет не только развиваться, но и найти свою аудиторию, для которой ваше творчество будет значимо. Чем больше делишься, тем больше приходит.

Кто или что оказало на вас наибольшее влияние?
Жизненный опыт. Лучший учитель и мучитель в одном лице. Мне очень нравится мысль: «У Бога нет других рук, кроме наших». Она очень глубокая и проигрывается во всем, что нас окружает.

«Искусство, будь то поэзия, музыка, живопись, действительно влияет на равновесие Добра и Зла. Оно напоминает нам о красоте, о глубине, о смыслах, которые выходят за пределы обыденности. Создает диалог внутри каждого из нас и в обществе в целом…»

Вместо постскриптума…

Поделитесь любимой практикой для Вдохновения.
Когда я ищу вдохновение, прибегаю к практике тишины. В эти моменты я отключаюсь от внешнего мира, позволяя мыслям течь свободно. Это помогает восстановиться, услышать внутренний голос, открыть новые возможности и глубже понять свои чувства.

Мечта в тишине. Рождается свет.
Когда нет меня, Бог во мне.
Рождает рассвет…

-Иоанна Караман

www.ioannakaraman.ru

Фото Екатерина Сарылы

Больше интересных бесед

Добавить комментарий