ИНТЕРВЬЮ С ХУДОЖНИКОМ-ДЕКОРАТОРОМ МАРИЕЙ ТРИЩЕЦКОЙ

Soul sisters_интервью с художником-декоратором Марией Трищецкой

Наполненное мягким светом пространство, припыленные серо-голубые тона, старинные зеркала на стенах… Это не театральная декорация, а мастерская нашей героини. Здесь она создает невероятно красивые работы — с изящным ориентальным колоритом и ореолом загадки.

Своими руками

Мария, вы романтик по натуре?
Хотелось бы как-то романтично ответить на этот вопрос, но нет (улыбается).

Ваша любовь творить, создавать что-то руками родом из детства? О чем мечтали, будучи маленькой девочкой?
В детстве я попробовала, кажется, все существующие виды рукоделия. Благодаря маме и бабушке, которые шили и вязали, в моем распоряжении всегда были нитки, лоскутки тканей, краски, всевозможные инструменты… Это было так естественно, что, когда мне хотелось новую игрушку, первой мыслью было — не попросить у родителей, а смастерить ее самой. Когда подросла, начала создавать одежду, предметы интерьера. И, наверное, все это повлияло на то, что мне нравится работать в эклектичном стиле, комбинируя разные техники.

Вы сразу знали, что станете художником, или были другие варианты?
На первых порах я примерно равное количество времени посвящала спортивным танцам и рисованию и до какого-то момента думала, что стану хореографом. Мне были очень интересны групповые постановки — нравилось придумывать, как схема танца должна меняться в пространстве и ложиться на музыку. А потом случилась травма, которая не предполагала профессиональной карьеры, заниматься «для себя» мне было неинтересно, и я решила направить все силы на рисование.

«Благодаря маме и бабушке в моем распоряжении всегда были нитки, лоскутки тканей, краски… Когда мне хотелось новую игрушку, первой мыслью было — не попросить у родителей,
а смастерить ее самой»

Вы писали, что обучение в МГУДТ отбило у вас на некоторое время желание творить, рисовать. Не жалеете, что потратили несколько лет на учебу в университете?
Сложный вопрос… Я знаю много людей, которые закончили другие вузы, но сталкивались с похожими настроениями. Знаете, если бы я не получила в свое время этого образования, у меня точно было бы ощущение, что я что-то упустила. Это тоже опыт. К тому же, в университете я встретила несколько дорогих мне людей. Так что я ни о чем не жалею. Вообще, о прошлом жалеть нет особого смысла (улыбается).

Как вы считаете, что нужно изменить или улучшить в современном художественном образовании в нашей стране?
Сложно говорить про образование в целом. Могу судить только по своему опыту. На мой взгляд, общеобразовательные предметы даются слишком абстрактно, в отрыве от специальности, а иногда и от жизни в целом. Когда тебе восемнадцать, и ты учишься на художника, не всегда очевидно, как опыты по физике из учебника, написанного для инженера, могут помочь тебе в будущем. Понятно, что это тоже в каком-то смысле расширяет кругозор, но ведь гораздо большей эффективности можно было бы добиться, изменив подачу материала. Радует, что сейчас эта сфера достаточно быстро развивается. Появляются специальности, которых еще десять-пятнадцать лет назад в России просто не существовало. В таких областях, как дизайн, образование должно быть особенно гибким.

Мария, что вам особенно нравится в вашей профессии?
Создание чего-то с нуля до осязаемого результата. Можно проследить, как идея появляется, варится в голове какое-то время, потом подбираются материалы и техника для конкретной задачи… И, конечно, сам процесс работы. Пожалуй, это самое приятное и медитативное.

Свободное плавание

Какое-то время вы работали декоратором в студии. Почему решили все бросить и отправиться в «свободное плавание»? И как ваши близкие отнеслись к смене курса?
К счастью, близкие всегда меня поддерживают, за что я им очень благодарна. Но мое решение не было спонтанным, скорее, логичным — мне хотелось развиваться именно в том направлении, которое я выбрала. Со стороны мало что поменялось: я продолжила заниматься любимым делом, только уже в своей мастерской. Однако моральная подготовка заняла несколько месяцев.

Трудно ли работать на себя? С какими подводными камнями можно столкнуться?
Я думаю, что такой формат подходит не всем, да и не всем он нужен. Кроме очевидных моментов, что вместе с офисной рутиной исчезнет и привычная зарплата, нужно быть готовым к тому, что самые разные бытовые, организационные и технические моменты придется решать самой, особенно в начале. Скорее всего, время перестанет делиться на будни и выходные. Правда, если это действительно ваше дело, которое вдохновляет и заставляет вставать по утрам, будет не так сложно. А вообще, многое зависит от мотивации и самодисциплины. 

«Развивайте свое дело, вначале совмещая его с основной работой. В противном случае, придется браться за любые заказы для оплаты счетов. Творческого человека в себе надо беречь, а такая ситуация может надолго охладить пыл»

Как много времени в день вы посвящаете своему делу?
По-разному бывает, потому что мой рабочий день часто включает и работу за компьютером, и закупку материалов, и встречи с заказчиками, и художественную часть. Обычно получается около восьми часов, но бывают периоды, когда работы очень много, тогда процесс может растянуться до бесконечности.

Какой совет вы бы дали девушкам, которые любят делать вещи своими руками и мечтают превратить это увлечение в бизнес?
Вспомнить известную шутку: «Превратил хобби в бизнес. Теперь у меня нет хобби» (смеется). Если такой вариант вас не пугает, развивать свое дело, вначале совмещая его с основной работой. В противном случае, придется браться за любые заказы для оплаты счетов. Творческого человека в себе надо беречь, а такая ситуация может надолго охладить пыл.

Жизнь мастерской

Творческие люди нередко жалуются, что не могут создавать работы без вдохновения. Вы ждете особенного настроения или творите вне зависимости от него?
Может быть, это прозвучит приземленно, но у меня вдохновение чаще всего складывается из достаточного количества сна, витаминов и удобного рабочего места. И отсутствие вдохновения я понимаю просто как недостаток энергии или впечатлений. В таком случае надо отдохнуть, тут уже ничего не поделаешь. Конечно, есть какие-то ежедневные ритуалы, которые помогают настроиться на работу. Для меня утро в мастерской всегда начинается с музыки, благовоний и составления плана на день. Потому что иначе я могу увлечься одним процессом и очнуться только вечером (смеется). А еще у меня есть список идей, который я постоянно пополняю, и в свободное от заказов время с удовольствием реализую какой-нибудь пункт.

Жизнь художника — не только полет. Как вы переживаете творческие неудачи? Есть ли у вас свой собственный рецепт выхода из творческого кризиса?
Не ошибается тот, кто ничего не делает. Поэтому главный рецепт, если что-то пошло не так, не воспринимать это как неудачу. К примеру, однажды, казалось бы, проверенный финишный лак стал растворять краску на уже готовой картине. Вся работа насмарку! Оказалось, поставщик поменялся. Я подумала: «Ну, слава Богу, что это произошло накануне, а не в тот день, когда нужно отдавать заказ». Бывают периоды, когда я много экспериментирую, пробую новое. Как следствие, не все получается сразу. Тогда я на время возвращаюсь к какой-нибудь проверенной технике, которая точно приносит удовольствие. И баланс восстанавливается.

Расскажите, пожалуйста, про ваши мастер-классы. Как часто удается их проводить?
В какой-то момент я стала получать сообщения от желающих посетить мастер-класс практически каждый день и решила, что раз такое дело, их нужно начать проводить (смеется). На занятии мы всегда создаем какое-то изделие: панно, шкатулку, поднос или подсвечник. Декоративных техник бесконечное множество, но я выбираю только те, которые можно освоить за один день и потом с успехом использовать для декорирования любых поверхностей дома. Я понимаю, что многие приходят, в том числе, за атмосферой. И мне очень важно, чтобы каждый мастер-класс был событием, стараюсь полностью погрузить людей в обстановку, в которой работаю сама, поэтому благовония и музыка — обязательные атрибуты. Сейчас такие встречи удается проводить не чаще двух раз в год, потому что они требуют большой подготовки и сил. Но результат того стоит! Глядя на то, какие работы создаются девушками, которые впервые держат в руках кисти, я и сама вдохновляюсь. Тем более, некоторые ученицы не пропускают ни одного занятия, а это всегда стимул придумать что-то новое.

«Может быть, это прозвучит приземленно, но у меня вдохновение чаще всего складывается из достаточного количества сна, витаминов и удобного рабочего места»

Ваше небанальное определение – что такое стиль, из чего он складывается?
Оттенки, формы, любые детали и приемы, которые достаточно долго использует автор, со временем начинают ассоциироваться именно с ним, неважно, говорим мы об архитектуре, кинематографе, одежде или живописи. Если человеку удается транслировать свое мировоззрение на все, что он делает, и люди это считывают — значит, он нашел свой стиль.

У вас много работ в сизых, дымчатых тонах… Это ваша любимая цветовая гамма? В чем для вас заключается магия серого цвета?
Да, это определенно дружественный мне спектр. Друзья шутят, что даже если у меня будет только банка красной краски, я все равно напишу ей дымчато-голубую картину (смеется). Конечно, я использую в работах разные цвета, главное, чтобы они были сложные, припыленные… А магия серого заключается в том, что он очень органично сочетается абсолютно со всем. Хотя я на своем опыте убедилась, что он может не только прекрасно дополнять, но и быть основным цветом в интерьере, если правильно подобрать оттенки и свет.

На создание одного деревянного панно уходит несколько часов, дней… или недель?
Зависит от размера и сложности работы. Некоторые процессы просто технологически нельзя ускорить, например, высыхание слоев. А так как я люблю большие форматы, в среднем, на панно уходит две-три недели.

«Друзья шутят, что даже если у меня будет банка красной краски, я все равно напишу ей дымчато-голубую картину»

IMG_8733

Мария, расскажите, пожалуйста, как рождаются идеи для проектов? Названия, концепции…
Большинство идей приходят ко мне во время путешествий, часто в самолете, — это мой главный источник вдохновения. Я обязательно привожу из поездок художественные альбомы и книги, чтобы в любой момент можно было восстановить впечатления. А иногда могу просто посмотреть на какую-нибудь старую дверь, выцветшую стену или удачно опавшие листья — и подумать: «O! Это же идеальная палитра для нового панно». И еще в последнее время после занятий йогой идеи просто врываются в голову.

А как вы относитесь к творческим экспериментам? Вы из тех, кто находится в постоянном поиске или же предпочитает придерживаться раз и навсегда выбранного стиля?
Я люблю экспериментировать. Как известно, все уже придумано до нас, и создать что-то по-настоящему интересное сейчас можно только на стыке разных техник и стилей.

С какими материалами вы любите работать больше всего, какие фактуры вам особенно нравятся?
Самое интересное как раз смешивать фактуры! Но любимейшим материалом до сих пор остается дерево. Мне кажется, приятная энергетика от него идет не только в процессе работы, но и когда оно превращается в готовое панно.

«Иногда я могу просто посмотреть на какую-нибудь старую дверь, выцветшую стену или удачно опавшие листья — и подумать: «O! Это же идеальная палитра для нового панно!»

В каком доме может поселиться ваше произведение? 
Моя последняя серия «Камни» достаточно органично смотрится в самых разных интерьерах — все зависит от выбора цвета. К тому же, большинство моих картин сочетаются друг с другом, поэтому в интерьерах часто соседствуют Будды, абстракции и мандалы.

Что бы вы могли посоветовать тем, кто впервые обустраивает свое жилище и ищет свой собственный и неповторимый интерьер?
Когда впервые сталкиваешься с оформлением дома или квартиры, есть очень большой соблазн купить «все лучшее сразу». Поэтому стоит выделить время и найти свою цветовую гамму, фактуры и определить общее настроение. Можно даже выписать какие-то слова, которые характеризуют интерьер мечты или сделать коллаж. Тогда, выбирая отделочные материалы и мебель, останется только «просканировать» их по заданным критериям. С другой стороны, если вы без памяти влюбились в безумный торшер, который, казалось бы, вообще никуда не подходит, но он вам уже снится — берите! Правила полезно иногда нарушать.

Идеальное рабочее место для вас — какое оно?
Большое и светлое пространство с несколькими рабочими поверхностями и стеллажами, на которых каждая баночка находится на своем месте. Желательно, чтобы все это было в шаговой доступности от дома на случай внезапного приступа вдохновения.

Практическая магия

Любуясь вашими работами, я заметила, что тема Востока в них превалирует. Чувствуется, что этот мир вам близок. Можете поделиться, чем он вас влечет? Вы никогда не думали о том, чтобы переехать жить в Азию?
Я достаточно много путешествовала по Азии и, конечно, это наложило свой отпечаток на творчество. Восточные орнаменты, резьба, использование в декоре полудрагоценных камней, росписи — все это мне очень близко. Но в работах я интерпретирую их в более современном, стилизованном ключе. Что касается переезда, то эти мысли я пока отложила на будущее, но совершенно точно хочу еще попутешествовать и даже пожить какое-то время в Индии, Индонезии.

Вы часто обращаетесь к образу Будды. Что этот образ значит для вас?
Не могу вспомнить, почему я в какой-то момент решила нарисовать Будду, но это было какое-то неконтролируемое желание. Мои работы носят исключительно декоративный характер, но сам образ Будды в любом случае действует умиротворяюще. Я всегда тружусь над картинами только в своем самом лучшем состоянии и настроении, чаще всего сопровождая процесс мантрами и благовониями, поэтому, неудивительно, что люди чувствуют положительную энергетику (улыбается).

Мария, расскажите, пожалуйста, про вашу удивительную серию панно «Камень». Как возникла идея, и планируете ли вы продолжение?
Идея возникла, когда я фотографировала мрамор в Казерте (город на юге Италии — прим. Soul sisters). Я вдруг подумала, как было бы здорово создать такие панно, но было не совсем понятно, как это реализовать технически. Как-то зимой я экспериментировала с фактурами, и мне удалось добиться действительно «каменного» эффекта. Панно получились очень декоративные и могут быть эффектным цветовым акцентом в интерьере. Обязательно буду продолжать эту серию, ведь еще столько разных оттенков кварца и мрамора не охвачено!

«Не могу вспомнить, почему я в какой-то момент решила нарисовать Будду, но это было какое-то неконтролируемое желание»

IMG_6

Мандала – один из самых загадочных символов в истории. Вас привлекает эстетика изображения или, в первую очередь, его духовная составляющая?
Меня, как художника, прежде всего интересует декоративная часть, хотя мандалы в любом случае гармонизируют пространство благодаря своей геометрии и структуре. Было бы интересно сделать огромную тематическую мандалу, наделив ее символическим значением! Надеюсь, такая возможность однажды представится.

Зеркала – предметы «магические». А состаренные зеркала – это вообще что-то особенное! Что для вас значит работа с зеркалами? Прикосновение к какой-то сокровенной тайне или вам просто нравится их эстетика?
Могу сказать точно, процесс создания состаренного зеркала со стороны выглядит как нечто близкое к алхимии. У меня даже появилась на этот счет шутка, что, если не задобрить определенными ритуалами бога зеркал, ничего не получится. Это достаточно долгий и кропотливый процесс, но результат превосходит все ожидания! Состаренные зеркала очень живописно смотрятся в интерьере. Причем, они уместны как в классическом пространстве, так и в лофте, например.

К какому из ваших проектов вы испытываете особенные чувства и почему?
Сложно сказать… С одной стороны, я люблю их все, с другой — отношусь спокойно. Но все-таки самый любимый — деревянное панно «Умиротворение». Изображенный на нем Будда излучает спокойствие, и я рада, что он живет у замечательных людей.

Простые удовольствия

Мария, как любите проводить свободное время?
Помимо того, что моя работа часто плавно перетекает в «свободное время», я занимаюсь йогой, читаю, люблю долгие велосипедные прогулки летом и вязание зимой, это очень успокаивает. Еще стараюсь почаще ходить на концерты и выставки за новыми впечатлениями.

Опишите один день из вашей жизни.
Обычно в первой половине дня делаю какие-то организационные дела, проверяю почту, занимаюсь сайтом, закупкой материалов, встречаюсь с заказчиками… Потом еду в мастерскую и несколько часов посвящаю творческому процессу. Иногда днем у меня бывает съемка готовых работ для сайта — с учетом того, сколько раз приходится перевесить картины и передвинуть мебель, это можно смело назвать еще и фитнесом (смеется). Вечером стараюсь сходить на йогу или уделить себе какое-то время дома.

«Самый действенный способ восстановить силы — это ванна с маслами и солью. Главное, обязательно погасить свет и включить музыку…»

Как обычно восстанавливаете силы после напряженного дня?
Самый действенный способ — это ванна с маслами и солью. Вода в прямом смысле смывает все ненужное и выходишь уже другим, более добрым человеком. Главное, обязательно погасить свет и включить музыку. Раньше я любила читать в ванной, но эффект совсем не тот.

Есть ли у вас любимая цитата, которая помогает в трудные моменты?
Все, что ни делается — к лучшему.

Назовите 5 вещей, без которых вы не можете прожить:
Любовь и семья, творчество, путешествия, коты и кофе.

Вместо постскриптума…

Если бы вас попросили визуализировать вдохновениe, что бы вы изобразили?
Ой, мне кажется, это получился бы рисунок в стиле «из чего же, из чего, из чего же сделаны наши мальчишки» (улыбается).

-Мария Трищецкая

www.oriental-wind.com

Фото Анна Сухарева 

Больше интересных бесед

Добавить комментарий