Земную жизнь пройдя до половины, нередко можно очутиться в сумрачном лесу. Как найти дорогу к свету? Есть только один ответ. Бесстрашно отправиться в путь, слушая внутренний голос. Удивительная история обретения себя в главном интервью месяца.
Синдром Стендаля
Анастасия, любовь к рисованию – из детства?
Около трех лет я училась в изостудии. Не могу сказать, что обожала рисовать, но что-то получалось. Сама атмосфера располагала к творчеству. У нас был прекрасный педагог, к тому же скульптор, и больше всего мне нравилось смотреть на его скульптурные картины. А любовь возникла благодаря одной экспозиции. Тогда я испытала нечто вроде синдрома Стендаля (психическое расстройство под воздействием произведений изобразительного искусства, характеризующееся частым сердцебиением, головокружением и галлюцинациями — прим. Soul sisters). Мы с мамой пришли на выставку с большими полотнами, кажется, Глазунова. Мое внимание приковала одна из картин. На ней были изображены лица, множество лиц — исторических, православных… Я стояла, вглядывалась в образы и вдруг, на какой-то момент будто потеряла сознание, при этом оставаясь на ногах.
С того памятного момента на выставке вы всегда знали, кем станете?
Вопрос «кем стать» мучил меня с восемнадцати лет. Я наблюдала за людьми, которые нашли себя, и завидовала им белой завистью. Мне все рано или поздно приедалось, и я находила тысячи причин не выполнять работу. В общем, сотрудник из меня был так себе. Ситуация особенно усугубилась, когда я поняла, что совсем не умею подчиняться… Почти двенадцать лет я занималась организацией праздников. И только в тридцать начала писать картины. Да, это был долгий путь к себе.
«Почти двенадцать лет я занималась организацией праздников. И только в тридцать начала писать картины. Да, это был долгий путь к себе»
Расскажите про ваше обучение в Италии. Насколько итальянская школа живописи отличается от российской?
Это была интернациональная школа с обширной географией — от Германии до Мадагаскара. Не совсем классическая система обучения, без догматичных академических знаний. Но больше всего меня поразили люди. Как безоценочно они могут творить! Смелость их мышления. Безграничность самовыражения. Русская ментальность такова, что мы постоянно ждем оценки. Хорошо или плохо. Можно или нельзя. Правильно или неправильно. У художников, с которыми я познакомилась, в приоритете сам процесс. У них нет задачи что-то кому-то доказать, просто есть желание испытать себя, узнать… Мне импонирует такой подход.
Какая живопись, на ваш взгляд, интересна нашим современникам?
Сегодня миру нужна абстракция. В век потребления, манифестов счастливой жизни и огромного выбора человеку иногда сложно разобраться, где ложь, а где истина, где его, а где чужое. Поэтому хочется «спрятаться» в беспредметном искусстве. Совершить путешествие, окунувшись в цвет, не имеющий определенных форм и очертаний. Затеряться, найти свой укромный уголок… Обрести в тишине цвета надежду и любовь.
Жесты, взмахи, танцы
Анастасия, расскажите, пожалуйста, о направлении, в котором вы работаете.
Это абстрактный экспрессионизм. Художник набрасывает на холст весомый мазок с помощью кисти или мастихина. Красочная масса ложится и со временем застывает, в результате чего полотно обретает уникальную живописную фактуру. Иногда я пишу в пастозном стиле (pastoso в переводе с итальянского означает «тестообразная», техника работы плотными, грубыми мазками краски, которая накладывается слоями — прим. Soul sisters), дополняя его новыми находками. Мне нравится работать в разных техниках, все зависит от задачи и вдохновения. К слову, любовь к пастозной живописи родом из детства. Моя тетя – кондитер, и я много времени проводила в кондитерской, наблюдая, как она делает объемные кремовые фигурки. Поэтому скульптор во мне часто побеждает художника (улыбается). Вообще, для того, чтобы совершать открытия, нужно постоянно изучать что-то новое, обращаться к творчеству других художников. К примеру, недавно меня вдохновила техника эпоксидной смолы. Она дает удивительный эффект глубины и пространства. Не могу сказать, что это живая живопись. Но она идеальна для лофтов, больших «холодных» помещений.
Как рождается замысел картины?
Чаще всего благодаря экспериментам. Скучно писать на одну тему. Мне необходимы открытия! Хочется привнести что-то новое, преодолеть себя, быть лучше в каждой следующей картине… Иногда люди приходят со своими идеями. Мы рассматриваем разные площадки для взаимодействия: рестораны, бизнес-пространства, жилые комплексы. Не обязательно тянуть зрителя в галерею или музей, можно прийти к нему.
Есть ли у вас любимая тема в живописи?
Цветы. Легкие и фактурные.
«В творчестве я позволяю себе жесты, взмахи,
иногда даже танцы»
Есть ли у вас cерия картин, к которым вы относитесь с особым, трепетным чувством?
Это «Пироженки». Я познакомилась с ребятами, которые смогли сделать маленькие высокие холстики, похожие на кубики. А дальше дело было за мной. На этих холстах я создала «пирожные» — красивые, воздушные, аппетитные. Каждый сезон я придумываю новый «рецепт», чтобы люди могли их коллекционировать, собрать на стене из нескольких модулей одну картину.
Анастасия, как вы работаете? У вас есть мастерская или вы творите в домашних стенах?
Сейчас у меня две мастерские: в Екатеринбурге и в Москве. Наличие необходимых материалов и инструментов под рукой очень важно, иногда это полдела. Ведь муза приходит, не спрашивая! Я не использую мольберт, мои холсты стоят на столе, рядом всегда лежит палитра с большим спектром цветов. В творчестве я позволяю себе жесты, взмахи, иногда даже танцы (улыбается). Люблю творить под музыку, а в последнее время пишу за прослушиванием аудиокниг. Книга о жизни Куинджи очень вдохновила меня.
Сейчас вы чаще работаете на заказ или по вдохновению?
Есть работы, которые я делаю на заказ под определенный интерьер. Между заказами, когда хочу отдохнуть, пишу для себя. Важно «освежить глаз», перейти на другое изображение. В такие моменты я ухожу в цветы, объемы.
«Творчество — это невозможность молчать.
Неравнодушие к чистому холсту»
Оставляете какие-нибудь работы для себя?
Да, каждый год я отбираю несколько картин. Это необходимо делать каждому художнику, чтобы видеть свою эволюцию и формировать коллекцию.
Как в XXI веке художник продает свои картины? Какие инструменты существуют для этого?
Идеально, когда ты можешь делегировать все задачи, лежащие за пределами творчества, своему арт-агенту. Он берет на себя все коммуникационные и организационные вопросы, ценообразование, оформление договоренностей. Классическая европейская схема. Каждый занимается своим делом, и это работает. Можно полностью сконцентрироваться на самом процессе. Больше творить, витать и вдохновляться… У меня такой ангел-хранитель есть (улыбается).
Творчество. Ваше небанальное определение.
Это невозможность молчать. Неравнодушие к чистому холсту.
Золотое время
Опишите свой идеальный день. Какой он?
Я люблю встать пораньше – часов в семь. Потом завтракаю, думаю о чем-нибудь хорошем, просматриваю Instagram. Затем берусь за кисть. Я много пишу с утра. Зимой очень короткий световой день, поэтому стараюсь по максимуму использовать это время для живописи. Вечером у меня бывают встречи, решаю рабочие вопросы… В девять вечера я уже в постели.
Анастасия, есть ли у вас какое-то хобби или увлечение?
Летом не слезаю с велосипеда. А в течение года люблю перед обедом сходить в бассейн. Вода перезагружает и гармонизирует.
«Люблю весну. Солнце просыпается раньше всех и заряжает Землю какой-то особой благостной энергией. Я это чувствую и получаю мощный заряд в такие часы…»
Какое время года вас особенно вдохновляет и почему?
Люблю весну. Солнце просыпается раньше всех и заряжает Землю какой-то особой благостной энергией. Я это чувствую и получаю мощный заряд в такие часы. К тому же, солнечный свет дает оптимальное понимание цвета и цветовых сочетаний. А летом – настоящая благодать! Свет целый день.
Любимая цитата, которая помогает вам в жизни?
«Жизнь сбывалась прямо на глазах».
Вместо постскриптума…
Если бы вас попросили нарисовать вдохновение, какой образ вы бы придумали?
Это создания, которые парят в воздухе…
-Анастасия Маслакова
www.maslakova.art
Фото Дарья Постольник
Больше интересных бесед…
Благодарим арт-агента Наталью Степанову за помощь в организации интервью.