«Она была нужна мне как стимул, как опора, как потайной ход в мир, расположенный за пределами квартала, далеко
от окружающего пейзажа, привычных людей и идей, почерпнутых из книг».
Лену
Моя гениальная подруга/L’amica geniale, 2018
4 сезона
Страны: Италия, США
Жанр: драма
Режиссеры: Саверио Костанцо, Аличе Рорвахер
Сценарий: Саверио Костанцо, Элена Ферранте, Лаура Паолуччи
В главных ролях: Элиза дель Дженио, Маргерита Маццукко, Элизабетта Де Пало, Людовика Насти, Дора Романо
Композитор: Макс Рихтер
Художники: Джанкарло Базили, Доменико Дичилло, Сильвио Ди Монако
Середина прошлого века. В бедном районе на окраине Неаполя делят горести-радости две первоклассницы. Сдержанная и застенчивая Лену. Дерзкая и неуправляемая Лила. По мере того, как девочки взрослеют, их дороги сходятся и расходятся, но всякий раз, когда Лила исчезает, она продолжает незримо присутствовать в жизни своей подруги, и наоборот…
«Моя гениальная подруга» —
это пронзительная история, потрясающие актерские работы и аутентичная атмосфера. Сюжет, кажется, написала сама жизнь. Но на самом деле у него есть автор.
Элена Ферранте — неаполитанка, одна из самых знаменитых писательниц современности. Ее произведения одинаково любимы и на родине, и за ее пределами. Но… даже спустя тридцать лет после дебюта ее личность остается загадкой. Она не проводит встреч с читателями, с журналистами общается только посредством писем, и мир до сих пор гадает, кто скрывается под псевдонимом Элена Ферранте. Тем не менее, писательница активно участвовала в создании сериала. Она сама выбрала режиссера и выступила соавтором сценария, в основу которого легли «Неаполитанские романы».
В 2011 году вышел первый — «Моя гениальная подруга». Он сразу стал заметным литературным событием. За ним последовали «История нового имени», «Те, кто уходит, и те, кто остается», «История о пропавшем ребенке». Сага принесла автору мировую известность и миллионы преданных читателей. В чем же секрет? Почему бестселлер называют одной из главных книг XXI века? Все просто. Романы Ферранте делают то, что делает любая большая литература: они заставляют ощутить, что вы проживаете не одну жизнь.
«Романы Ферранте делают то, что делает любая большая литература: они заставляют ощутить, что вы проживаете не одну жизнь»
Режиссер Саверио Костанцо блестяще перевел книгу на визуальный язык! Каждая глава как самостоятельное произведение искусства. Первое, что замечаешь – отсутствие цвета. Краски будто стерты. Но именно благодаря этому смена картинки производит неизгладимое впечатление. Море сверкает как драгоценность в оловянной оправе, а остров Искья искушает бескрайним небом, пышной зеленью и лазурной волной…
Для съемок было создано двадцать тысяч квадратных метров декораций, построено четырнадцать зданий, церковь (!) и тоннель. Интерьеры квартир были воссозданы в мельчайших деталях. Кстати, все окна, двери и мебель родом из пятидесятых.
Поиск главных героинь длился почти год, за это время прослушивания посетили несколько тысяч жительниц Кампании. Создатели фильма искали грустные глаза и внутренний надлом (также обязательным условием был неаполитанский акцент). В итоге выбор пал на непрофессиональных актрис, которые не сыграли, а буквально прожили свои роли.
Саундтрек написал один из лучших композиторов современности Макс Рихтер. Вы наверняка знакомы с его работами по фильмам «Остров проклятых» и «Последняя любовь на земле». Но главная музыкальная тема трогает особенно – это гениальная «Весна» Вивальди, переосмысленная Рихтером. Трепещущая. Переливающаяся сотнями птичьих голосов. Рождающая вихрь детских воспоминаний…
«Поменяемся куклами?» — спрашивает Лила. И бросает куклу подруги в подвальное окошко – поступок бессмысленный и жестокий, который Лену мгновенно отражает. «Правда или действие» — начало игры длиною в жизнь… Лиле предстоит узнать, как больно предавать себя и подчиняться реальности. А Лену потребуется не один год на то, чтобы осознать свою собственную индивидуальность. Именно внутренний поиск делает «Мою гениальную подругу» необычайно вдумчивым, особенным произведением. А финал заставляет вспомнить, от каких детских грез нам пришлось отказаться…
Больше вдохновения…