Есть ли сердце у бизнеса? Если и есть, то холодное. Так считает большинство, но не наша героиня. Она помогает людям почувствовать душу бизнеса, раскрыть потенциал мечты. Ведь только так можно создать настоящий бренд. Бренд, который покорит не одно человеческое сердце.
Ученый, знающий, брахман
Ольга, расскажите о себе. Чем интересовались в детстве, о чем мечтали будучи подростком, какое образование получили?
В детстве мечтала о разном (улыбается). Но всегда любила учиться и учить. Знаете, есть четыре типа конституции разума, так вот мой с детства — ученый, знающий, брахман. Это такой ребенок, который аккумулирует информацию, а потом передает ее другим. В детстве с удовольствием посещала музыкальную школу, окончила с отличием. Учила финский язык. Бралась за изучение шведского, французского. Все по собственному желанию. В старших классах долго не могла определиться со специализацией, выбрала в итоге единственный факультет Санкт-Петербургского государственного университета с американской системой образования, международным составом преподавателей и двойным дипломом. Там получила степень бакалавра по специальности «Международные отношения». Дальше была магистратура СПбГУ и Хельсинкского университета, программа «Межкультурное образование» с диссертацией на тему продвижения университета на международной арене, отмеченная грамотой за лучшую работу. Сейчас — аспирантура СПбГУ. Так выходит, что мое образование, как и полагается брахману, основано на кросс-культурном взаимодействии, на синергии различных сфер науки и знания, на объединяющих сферах и исследованиях.
Расскажите, пожалуйста, как складывался ваш путь в предпринимательстве?
Мой первый бизнес — школа иностранных языков. Я была молодая и смелая (улыбается). Видимо, реализовывала свое предназначение, потому что в первый же месяц работы, без единого рубля, вложенного в рекламу и продвижение, я заработала на следующий месяц аренды, отложила небольшую сумму на рекламу, купила в офис принтер. Развитие шло постепенно, но уверенно. Понадобились новые площади, я расширила помещение, договорилась о внешних площадках для обучения. Открыла детское направление. Меня всегда окружали невероятной доброты и душевной красоты люди. И преподаватели, которые со мной работали. И ученики, которые ко мне приходили. До сих пор у меня хранятся отзывы учеников школы, такие теплые, искренние, доброжелательные. Скажем так: в этом бизнесе все складывалось мне во благо. Безусловно, это не отменяло моего постоянного труда. Сказать, что я научилась многому за эти четыре года — ничего не сказать. Я научилась буквально всему! Я пришла в бизнес без опыта, без понимания, что такое маркетинг, бухгалтерия, налоговые отчетности, банковские счета… И умудрилась наладить очень сердечные отношения с клиентами (кстати, с некоторыми мы дружим до сих пор!), открыть шесть языковых направлений, включая детское, найти невероятно профессионального бухгалтера среди своих же учеников, дать несколько интервью, выступить приглашенным спикером на конференции… Да чего только не было! В определенный момент я решила взять паузу в бизнесе. Этому способствовал мой отъезд из России для обучения в Университете Хельсинки на программе магистратуры, замужество. Решение об отказе от своей школы далось тяжело. Наверное, это была необходимая ступень в жизни… Помню, когда я только заключила договор аренды для школы, я пригласила свою сестру — посмотреть место. И сказала ей: «Мне кажется, свой бизнес — это по-настоящему мое. Если у меня не получится с этим проектом, я открою следующий». Так и вышло. После этого был еще один образовательный проект, и даже интернет-магазин мебели. Последний преподал мне хороший урок: не стремиться доводить все до конца, а оставлять проекты, которые продолжать не разумно.
Предприимчивость — врожденное качество, следствие определенного воспитания или его можно в себе развить? И какими еще качествами характера должен обладать успешный предприниматель?
У каждого из нас есть определенные качества, заложенные природой. Опять же, конституции разума. Кто-то — знающие, ученые, кто-то — правители, управляющие, еще есть торговцы, вот они самые предприимчивые от природы (улыбается). И мастера, люди, для которых важно просто получать удовольствие и деньги от своей работы. Я не знаю, как можно развить предприимчивость, честно. Предпринимательство — это всегда риск. Во многом нестабильность. И абсолютно точно — решительность. Ты либо начинаешь что-то делать, либо сидишь и сомневаешься. Как и в любом другом типе занятости, в предпринимательстве есть свои существенные плюсы, а есть и явные минусы. Не вижу смысла заниматься предпринимательством, если твое природное предназначение — быть управляющим, работать в стабильных, крупных организациях и строить там блестящую карьеру.
Кого бы вы могли назвать своими музами в тот период, кто был для вас примером, помогал двигаться вперед и верить в себя?
У меня никогда не было муз. Вселенная помогает, окружая меня любящими и понимающими людьми. Когда я чем-то загораюсь, я не задумываюсь, получится у меня или нет. Не задаю себе вопросов, верю ли я в себя, ждет ли меня успех… Ведь главное, что мы должны делать в жизни — слушать свои желания, через них с нами говорит мироздание. Идти за ними. И работать, работать, работать — через труд происходит развитие личности.
«Предпринимательство — это всегда риск. Во многом нестабильность. И абсолютно точно — решительность. Ты либо начинаешь что-то делать, либо сидишь и сомневаешься»
Когда вы поняли, что брендинг — это именно то, чем вы хотите заниматься?
Интерес к брендингу появился в период, когда я занималась своим первым бизнесом — школой иностранных языков. В магистратуре я погрузилась в изучение брендинга на научном, исследовательском уровне. Сейчас продолжаю совмещать практику и научно-исследовательскую деятельность.
А как возникла идея создать бренд-ателье?
Как всегда — стремительно. Сначала поспорила с мужем, что смогу вести блог и не брошу его. Стала писать о том, что на тот момент умела и знала лучше всего: о стратегических коммуникациях в бизнесе. Через два месяца подумала, не сделать ли мне курс для малого бизнеса? Ведь я прекрасно знаю и малый бизнес, и коммуникации бренда. Так, летом прошлого года я начала проверку жизнеспособности своего коммерческого проекта B.brand. В августе я провела первый воркшоп «Формирование бренда малого бизнеса: как найти свой путь». Честно говоря, до сих пор удивляюсь, но все получилось! Трое учеников захотели, чтобы я дальше вела их бренд в плане визуального оформления. И я открыла направления «Дизайн» и «Нейминг».
Расскажите подробнее, какие занятия можно пройти в рамках бренд-ателье B.brand?
Есть популярный курс «Brand-практика», мы занимаемся каждый день в течение трех недель. Он прекрасно выстраивает систему бренда и бизнеса в целом. Для продвинутых — трудный, интенсивный воркшоп, с которого я и начала обучать. Информация в этих двух курсах практически не пересекается. Я называю это первым и вторым уровнями обучения. Еще я провожу вебинары по персональному брендингу и предполагаю, что в скором времени это выльется в создание самостоятельного курса. Обучение — это я, Ольга Бакасова, бренд-консультант, преподаватель и исследователь. Потому что курсы разрабатываю я сама и провожу тоже сама, с личной обратной связью. Не могу доверить вести людей другому специалисту, это моя репутация, мое имя, мои гарантии. Но бренд-ателье B.brand — это не только обучение. Это еще и услуги по разработке стратегии бренда, позиционирования, дизайнерские услуги, нейминг, копирайтинг.
Ольга, каким вы видите свой проект через год?
Через год… Планы есть, но ни загадывать, ни озвучивать их не хочу. Люди всегда предполагают, но надо помнить, что существуют высшие силы, которые чуть лучше знают, что нам нужно в тот или иной момент. Мои стремления — автоматизировать процесс, освободить чуть больше времени для себя и семьи и обрести мобильность. К слову, последнее мы начали осуществлять: весной переезжаем пожить к морю. Просто так, чтобы зарядиться энергией солнца, воды, природы.
Сердце бизнеса
Ольга, кажется, сегодня весь мир кричит о важности создания и продвижения бренда. Почему?
Знаете, говорят, что деньги — это кровь бизнеса. Я люблю говорить, что продажи — это его пульс, а бренд — его сердце. Существует несколько подходов к определению, что такое «бренд»: идентификационный, перцепционный, ценностный, преференционный, обещание потребителю, подход формирования отношений и комплексный. Так вот последний — наиболее актуальный для настоящего времени. В соответствии с ним, бренд — это неосязаемая сумма всех свойств продукта (имя, упаковка, цена, история, репутация, способ рекламирования и т.д.) или, как говорит «известный волшебник в индустрии рекламы» Дэвид Огилви, впечатление, которое он производит на потребителей плюс их опыт взаимодействия. То есть бренд — это то, на чем строится бизнес, это система, которая является каркасом, основой для ведения бизнеса. Это и продукт, и коммуникации с аудиторией, и место на рынке, и идентификация компании/человека как источника услуги/продукта… Хотя, честно говоря, популярность темы брендинга, боюсь, связана не с этим. Если говорить о персональном брендинге, тут работает схема «хочу быть успешным и популярным». В корпоративном брендинге, брендинге проектов, ситуация другая. Часть компаний всерьез воспринимают создание бренда как создание системы. Часть по-прежнему считает, что название и логотип можно разработать отдельно друг от друга и без стратегии — и это все как раз и будет брендом. В малом бизнесе я формирую спрос на обучение. Людям нужны эти знания, но то, что это называется брендинг — понимают не все.
И все же продуктовый бренд — уже привычное явление. В последнее время мы все чаще слышим о таком понятии как личный бренд. В чем отличие?
Это две рядом стоящие области. На самом деле, есть определенная философия бренднга. Вот я для себя выработала концепцию экологичного брендинга. И придерживаюсь ее в своей работе. Она работает, как в брендинге малого бизнеса, так и в персональном. Единые правила, единый подход, разные инструменты. Малый бизнес часто продвигается через персональный бренд. У меня на курсе «Brand-практика» одновременно учатся руководители проектов, которые хотят создать бренд для компании, и руководители проектов, которые сами хотят стать брендом. Есть главный момент: когда мы говорим о персональном брендинге, мы идем от сути человека. Например, от его предназначения, от конституции его разума, от активных центров разума. В брендинге проекта мы идем от идеи.
Не значит ли это, что в скором времени мы будем устанавливать деловые связи не с личностями, а с личными брендами? Не пугает ли Вас эта тенденция?
Меня в большей степени пугает нынешнее состояние дел, когда наша социальная маска, которую мы надеваем, настолько прочна и сильна, что до самого человека бывает не достучаться. Вы, наверняка, замечали, что часто в сотрудниках организации не разглядеть человека, то есть с ним трудно выстраивать человеческие отношения. Например, менеджер по продажам в магазине может вести себя так, что становится, мягко говоря, неприятно. Это как навязанная игра: он действует в соответствии с заданными правилами и втягивает в нее вас. Часто в государственных органах, в бюрократическом аппарате теряется человечность, идет взаимодействие между людьми как в компьютерной игре, где в каждом персонаже заложены лишь определенные функции. Такие социальные маски, где мы усваиваем ожидаемую от нас манеру поведения, разговора, тон голоса, стиль одежды, темы для разговоров, принимаем свое место в большой структуре и «не высовываемся» со своими талантами и способностями. Тенденция к личному брендингу возникает не на пустом месте, это глобальный комплексный процесс изменения организационной культуры общества. Теперь для нас становится важным не терять человека за социальной маской. В своем развитом воплощении, личный бренд — это единство уникального внутреннего содержания с ярким и понятным для окружающих внешним проявлением, выраженное в услуге, которая нужна обществу.
Расскажите немного о загадочных людях – специалистах по брендингу. Какими навыками должен он обладать и каким образом может помочь клиенту?
Эмпатией. Умением чувствовать клиента, его отношение к бизнесу. В малом и среднем бизнесе бренд похож на своего хозяина. В персональном брендинге без эмпатии и навыков коучинга вообще не обойтись. Ведь там мы вытягиваем наружу самого человека и пытаемся найти согласие, используя терминологию швейцарского психиатра Карла Густава Юнга, между Самостью человека и его Персоной. То есть между его внутренним регулирующим центром личности, его тонким психологическим телом, и тем, как его видят окружающие. Или как он хочет, чтобы его видели. Ну и, конечно, системность. Бренд — это творчество и аналитика, люблю повторять эту фразу. Мне кажется, ей я смогла выразить все, что требуется для успешного брендинга! На самом деле, в брендинге работает как правое полушарие мозга, отвечающее за эмоции, так и левое, логическое. И этот факт вновь подтверждает, что бренд — это система. Это гармония и баланс.
А с чего стоит начать работу над брендом?
С гармонизации всех уровней стратегической пирамиды бренда. Это первый этап, он так и называется — стратегический. Все должно находиться в согласии: ваш продукт, имплицитные, или скрытые, цели аудитории, базовые мотивационные ценности, которые лежат в основе бренда, архетип бренда. Все должно представлять единый согласованный организм.
«Бренд — это творчество и аналитика, люблю повторять эту фразу. Мне кажется, ей я смогла выразить все, что требуется для успешного брендинга!»
Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать потенциально сильный бренд?
Он должен иметь значимые отличия на всех уровнях стратегической пирамиды бренда. Как основа, без которой сильный бренд невозможен, всегда берется качественный продукт, желательно обладающий своими характерными отличительными особенностями и удовлетворяющий реально существующую потребность людей.
В чем разница между восточным и западным подходом к созданию брендов, и какой способ предпочесть нам, ведь мы находимся на границе этих миров?
Если совсем кратко, западный подход — бренд от продукта. Восточный — бренд от компании. То есть в западной традиции бренд нового выходящего на рынок продукта является самодостаточным и почти не связан с брендом компании. При таком подходе затраты на вывод бренда выше, но риски в случае неудачи — ниже. Ведь в случае ошибки с продуктом или позиционированием, репутация и имидж компании не подвергаются угрозе. В азиатской традиции бренд компании очень силен, что сокращает расходы на вывод нового продукта. Но и подвергает большей угрозе репутацию компании в случае неправильных шагов. Сейчас эти традиции сильно размыты. Какую стратегию выбирать российским брендам, зависит не от культуры и географического положения, а от оценки всех сопутствующих факторов, рисков, возможностей инвестиций и уверенности в качестве продукта. Ведь если выбор падает на создание сильного бренда компании, то каждый новый выходящий на рынок продукт должен укреплять его силу. Иначе компания может потерять все.
Профессионалы говорят, что при построении бренда прежде всего следует думать о том, как сделать мир лучше. Это звучит красиво, но… Что делать, если при создании бизнеса ты честно признаешь, что твоя главная цель — заработать деньги? Можно ли ставить столь меркантильный интерес во главу угла?
Ну, это разные уровни жизненных целей. Всего существует пять уровней целей. Первый — это счастье пищи, второй — счастье здоровья, третий — счастье в социальной и материальной реализации. Заработать деньги — это вот здесь. Цели четвертого уровня — это нравственные цели, когда ты честно и красиво ведешь свой бизнес, не предаешь друзей и близких людей. Пятый уровень целей — постижение своей души, чистой, светлой энергии. Это самый качественный тип энергии разума. Что касается зарабатывания денег — можно и на этом остановиться, конечно. Просто стабильность и долговечность такого бизнеса будет значительно ниже другого, выстроенного на основе целей более высокого уровня. Да и в плане развития личности такой бизнес даст значительно меньше. Знаете, не обязательно думать о том, как изменишь мир. Не всем нужно постигать эту философию. Важно просто делать свое дело с любовью и уважением — к себе, к миру, к окружающим, к своим клиентам. Тогда это даст только положительные плоды в разных сферах жизни.
Из-за назойливой рекламы люди часто теряют доверие к бренду или продукции. Как в XXI веке должна выглядеть реклама, чтобы не отпугнуть потенциального покупателя?
Вопрос для научной статьи (улыбается). Многое зависит от масштаба бизнеса, от цели рекламы. Чему она служит: продажам или созданию и поддержке имиджа? Я восхищаюсь художественностью и креативностью некоторых рекламных роликов. Но большинство из них созданы для поддержания имиджа, а не для продаж. Пожалуй, реклама должна быть как минимум эмоциональной и честной.
Назовите три любимых книги о брендинге.
#1. «Живые бренды», Рэймонд Надо. Не потому, что она дает серьезную фактическую информацию о брендинге. И даже не потому, что открывает глаза на происходящее в профессиональной сфере. А потому, что она способна вдохновлять, делать бизнес честнее и качественнее, а значит, меняет мир к лучшему.
#2. «Открывая организации будущего», Фредерик Лалу. Не конкретно о брендинге, скорее о парадигме бизнеса, в которой могут рождаться экологичные бренды.
#3. «Архетипы в брендинге: пособие для креативщиков и стратегов», Маргарет Хартвелл, Джошуа С. Чен.
«Мы берем энергию из трех источников: природа, социум, вера. Меня вдохновляют люди — близкие, друзья, знакомые… Талантливые, глубокие, стремящиеся, достигающие, живущие в гармонии с собой и миром»
Что в имени тебе моем?
Как можно доверить специалисту придумать название для своего дела? Ведь это очень личный процесс! Все равно что попросить чужого человека назвать своего ребенка. Какие аргументы можно привести в пользу того, чтобы обратиться к специалисту по неймингу?
На самом деле, вопрос с неймингом решается в зависимости от наличия бюджета на коммуникации. Когда над неймингом работает специалист, он подбирает уникальное имя, чтобы в поиске не выдавалось еще сто компаний с таким же названием, чтобы фирму легко было найти среди всей информации в Интернете. Тем не менее, посмотрите на крупные бренды вроде легковых автомобилей MINI или Jaguar. Бюджет на продвижение может решить многие сложности (улыбается). Если его нет – есть смысл потратить деньги на разработку имени профессионалом. Тем более, ни один компетентный специалист не возьмется придумывать имя для проекта без определения сути, идентичности бренда, стратегии позиционирования… А это даст владельцу бизнеса возможность еще раз проверить себя, ответив на вопросы: вижу ли я портрет своего бизнеса? Вижу ли я систему? Будет ли мой бизнес работать как единый слаженный организм?
В эпоху соцсетей практически у каждого есть какой-то товарный бизнес или личный бренд. В столь «перенаселенном» пространстве очень трудно найти что-то новое, неизбитое… По какому пути следует идти новичку?
Существует невероятно обширное поле незанятых оригинальных названий! Они могут не нести смысловую нагрузку, но читаться аудиторией посредством ассоциаций, могут быть согласованы на уровне эмоционального восприятия звучания… Но даже если вы выбираете что-то знакомое и понятное, ваша главная цель — отличаться от своих продуктовых коллег. Обычно мы боимся сделать шаг вправо или влево. Я и сама наступила на эти грабли в первом бизнесе. Ведь в каждой отрасли есть принятая эмоциональная окраска названия. Например, в сфере систем безопасности — «серьезные» слова, технические термины, вариации на тему безопасности. Ну какая «Привилегия» или «Эмпирия», когда вокруг одни «техно-секьюрити»?
Поделитесь секретами удачного названия?
Секретов удачного названия не так много, всего три. Во-первых, оно должно четко идентифицировать вас с продуктом, который вы представляете. Во-вторых, оно должно нравиться вам, иметь смысл, историю, отражать ваше видение себя и бизнеса. В-третьих, оно должно гармонично согласовываться с единой системой вашего бренда. Трудно продавать услуги компании, которая хочет работать с аудиторией премиум-сегмента и при этом носит название «Веселый трамвай». Либо это будет бомба, либо полный провал.
«Секретов удачного названия не так много: во-первых, оно должно четко идентифицировать вас с продуктом, во-вторых, оно должно нравиться вам, иметь смысл, историю, в-третьих, гармонично согласовываться с единой системой вашего бренда»
В самом начале нас спрашивали, почему мы не пишем логотип в шапке сайта кириллицей: Родственные души. Вы каким названиям отдаете предпочтение? И каким именам – англоязычным или русским — суждено завоевать пальму первенства у аудитории?
Это зависит от многих факторов — аудитории, идентичности бренда, креативности решений, согласованности элементов при позиционировании… Есть, конечно, и тенденции. Некоторое время назад более престижным считалось название на иностранном языке. Сейчас появился тренд на русификацию. Успешный бренд, если уж мы о трендах заговорили, вообще должен быть интегрирован в культурный контекст. Идти против культурных тенденций, то есть против того, к чему расположено общество, по меньшей мере, неразумно и неправильно с этической точки зрения. Бренд должен служить людям. Отражать их стремления, желания, поддерживать их культуру, решать их проблемы.
Как обычно происходит процесс разработки названия? Насколько это трудоемкий процесс?
Все начинается со стратегии бренда. В бренд-ателье мы как минимум определяем ведущие базовые мотивационные ценности бренда и архетип. Часто на этой стадии уже открывается, что владелец не видит системы. Смотрим, кто еще работает в этом же продуктовом сегменте. Нужно быть непохожим, нужно выделяться. После того, как определились с позиционированием, начинаем предлагать концепции — это не варианты, скорее, группы вариантов, которые объединены общей темой. Предлагаем не все сразу, порциями, чтобы была возможность корректировать, исходя из пожеланий заказчика. Каждое название проверяется с помощью специальной программы с точки зрения фонетики на эмоциональное восприятие и на оригинальность по открытым ресурсам.
Логотип, запоминающийся с первого взгляда. Логотип, вызывающий мгновенное желание заглянуть внутрь упаковки и приобрести продукт. О таком фирменном знаке мечтает каждый предприниматель. Это что-то из области фантастики или вполне достижимая планка?
Основная задача логотипа — идентифицировать компанию как источник продукта. Логотип не должен противоречить единому сообщению, которое транслирует бренд. Но возлагать на него настолько большую ответственность я бы не стала. Ведь логотип — это всего лишь один из идентификаторов бренда, а идентификаторы — один из уровней бренда. Бренд — это неосязаемая сумма всех свойств продукта (его имя, упаковка, цена, история, репутация, способ рекламирования и т.д.), или, как говорит тот же Огилви, впечатление, которое он производит на потребителей плюс их опыт взаимодействия. А логотип — лишь малая часть, которая способна стать значимым активом бренда, то есть иметь финансовый вес, но только при поддержке всей системы бренда.
«Успешный бренд должен быть интегрирован в культурный контекст, должен служить людям. Отражать их стремления, желания, поддерживать их культуру, решать их проблемы»
Кстати, поговорим о цветовой палитре логотипа: зима, весна, лето, осень… Расскажите поподробнее об этой типологии.
Типология была предложена британским бренд-стилистом Фионой Хамберстоун. Эта система не является конечным словом в определении цветовой палитры бренда, но помогает найти ориентир для тех, кто сомневается, что выбрать. Мы в B.brand ее используем с удовольствием. Как и в брендинге в целом, в дизайне важна система. Невозможно просто взять цвет, потому что он тебе сегодня нравится. Каждый цвет обладает определенными психоэмоциональным характеристиками, особым влиянием на человека. В соответствии с этой системой, существует четыре типа цветовой палитры и четыре типа эмоциональной, смысловой наполненности бизнеса. Весенний тип бизнеса — теплый, близкий, веселый, молодой, вдохновляющий. Его лучше всего передают светлые, яркие, чистые цвета либо мягкие теплые оттенки. Летний бизнес — элегантный, интуитивный, романтичный, возможно, с дыханием истории и традиций. Его характер хорошо передадут холодные, припыленные тона. Зимний тип бизнеса — ультрамодный, лидирующий, экспертный. Лучше всего такой характер подчеркнут холодные, яркие, насыщенные тона и черный цвет — он идет только зимнему типу бизнеса. Осенний тип — дружелюбный, близкий, обучающий, чуть мистический. Его визуально удачно дополнят теплые, глубокие, насыщенные краски. Работая с этой системой, мы можем дополнять визуальный образ бренда различными стилями. То есть бренд не обязательно должен быть чисто весенним или зимним. Он может быть, например, летним по характеру, но чтобы подчеркнуть экспертное позиционирование мы добавляем черного или другие элементы зимнего типа. Добавление каждого цвета в палитру бренда должно быть осознанным и оправданным. К слову сказать, не только цвета имеют значение. В дизайне и разные группы шрифтов имеют определенную смысловую нагрузку, легко читаемую аудиторией. Мы можем передать, например, ценность традиций через шрифт, а можем — продемонстрировать технологичность или ориентацию на высокую моду и новейшие тенденции…
Что для вас означает удачный логотип? Можете привести примеры?
Удачный логотип — тот, которые понятен и приятен для аудитории и отражает ценностное позиционирование бренда, который подкрепляется ценой и коммуникациями бренда. Мой любимый пример — магазин строительных материалов в Санкт-Петербурге. Если начать разбираться, для какой аудитории он работает, какие выгоды являются основой для его УТП (уникальное торговое предложение/unique selling proposition (англ.) — прим. Soul sisters), какие ценности он транслирует, то выяснится, что коммуникации бренда, в том числе и идентификаторы вроде названия и логотипа, лицо бренда, голос бренда — все выстроено идеально в соответствии со стратегией. Вам может нравиться или не нравиться логотип или реклама. Но когда начинаете ремонт, всегда в голове промелькнет, что в в этом магазине дешевле, там доброжелательный персонал, широкий выбор товаров и с минимальной наценкой по сравнению с конкурентами. Это — гармоничное взаимодействие всех элементов бренда.
Какие тенденции сегодня следует учитывать тем, кто задумался о создании собственного бренда? Расскажите о модных трендах в дизайне логотипов, и в каком направлении будет развиваться визуализация, на Ваш взгляд? Стоит ли учитывать актуальные веяния или нужно стремиться создать нечто «на века»?
Логотип, как и остальная визуальная коммуникация, — это прежде всего сообщение. Дизайн — это вообще язык, это не о «красиво» и «некрасиво», «нравится» и «не нравится». Максимально эффективный логотип отвечает двум задачам: выделяет компанию как источник продукта и говорит на понятном аудитории языке. Существуют еще и технические особенности, вроде ограниченного набора используемых цветов и т.п. Можно увидеть явные тренды в создании логотипов сегодня: это минимализм, рукописные логотипы и леттеринг, плоский дизайн, лайн-арт, буквенные логотипы, интересные решения с буквами или формирование «стопок» из букв, трафаретная графика… В плане цвета — наложение цветов и создание цветных многоугольников, негативное пространство. У тенденций есть одна особенность — они быстро заполняют пространство. Так что, следуя за ними, становится все труднее выделиться. При создании логотипа стоит чувствовать культурный фон, но не растворяться в нем. Крупные мировые бренды актуализируют свои логотипы время от времени, но это происходит раз в несколько десятков лет, а не каждый год-два.
Простые истины
Семья, маленький ребенок, бренд-ателье, написание кандидатской работы — как вам удается соблюдать жизненный баланс? Поделитесь секретами.
Секрета два: делать то, что интересно, и много работать. А вообще, у меня не получается планомерно изо дня в день умеренно работать и умеренно отдыхать. Обычно набегами: бывает, сплю по три часа несколько ночей подряд и без часа свободного времени в сутках, но если уж позволяю себе отдохнуть — ни грамма дел профессиональных. Наверное, основное правило для меня — смена деятельности. Все, чем я занимаюсь, мне нравится. Но от любого, даже самого приятного дела, тоже устаешь. Поэтому важно вовремя переключиться на что-то другое.
Счастье. Ваше небанальное определение.
Счастье — это способность принять свою жизнь и довериться ее течению, постоянно продолжая грести. Пожалуй, так.
Кажется, сегодня стресс – неизменный спутник нашей жизни. Есть ли у вас универсальный рецепт, как вернуться в состояние равновесия?
Делать то, что нравится. Общаться с теми, с кем хочется. Заботиться о тыле — эмоциональном и финансовом. Эти три правила в принципе минимизируют стресс. А чтобы вернуть равновесие — остановить все «неотложные» и «жизненно важные» дела и уехать на некоторое время к морю. Вода заряжает энергией.
Есть ли у вас жизненный девиз или любимое высказывание, которое помогает вам двигаться вперед?
Жизнь дана нам, чтобы учиться.
«Счастье — это способность принять свою жизнь и довериться ее течению, постоянно продолжая грести»
Один будничный день из вашей жизни, какой он?
Просыпаюсь раньше всех в семье. Утро — мое любимое время, когда можно успеть составить планы на день и сделать самое основное. Пью листовой зеленый чай, составляю список задач. Работаю. Потом просыпается семья и мы вместе завтракаем. Днем всегда выделяю время для короткой медитации, физических упражнений и прогулки на свежем воздухе. Когда дочка ложится спать – пишу статьи, провожу консультации. Вечером, после ужина, занимаюсь работой и диссертацией до ночи. Обычно принимаю на ночь ванну, смываю всю накопившуюся за день энергетику, отдыхаю, подвожу итоги.
А как вам нравится проводить свободное время? Есть ли у вас любимое хобби?
Мое хобби — это моя работа. Правда, так и есть! Очень люблю читать, читаю по книге в неделю. Люблю быть в городе, чувствовать пульс жизни: выходить с мужем в ресторан, ездить с семьей на Финский залив. Там наши любимые места…
Какие советы вы могли бы дать себе, оглядываясь назад?
Пожалуйста, перестань красить волосы и носить джинсы (улыбается). Цени данное тебе природой. Развивай свои способности. Учись видеть себя. И продолжай делать все с такой же энергией и верой.
Ольга, назовите пять вещей, без которых вы не можете прожить.
Без стихии воды, без бокала вина, без шоколада, без потока новой информации и без развития, изменения, трансформации. Трансформация — то, что лежит в моей основе, в моей сути.
Вместо постскриптума…
Если бы вас попросили создать логотип, символизирующий Вдохновение, какую цветовую палитру вы бы выбрали для него?
Я бы предложила использовать светлые, мягкие либо приглушенные, пыльные оттенки из летней или весенней палитры в сочетании с элементами ультрамодного зимнего стиля в виде черного цвета и поддерживающих шрифтов.