БЕСЕДУЕМ С СОЗДАТЕЛЬНИЦЕЙ МУЗЕЯ ПАРФЮМЕРИИ ЭЛИНОЙ АРСЕНЬЕВОЙ

Пить горячий чай с шоколадными конфетами, весело болтать под звуки настоящего патефона, слушать редкие ароматы, разглядывать старинные флакончики… Именно так проходят экскурсии в Музее парфюмерии на Васильевском острове. Его хозяйка знает о духах все и даже немного больше.

Счастливая судьба

Когда вспоминаете детство, какие запахи возникают в памяти чаще всего? Чем пахнет ваше детство? Дом ваших родителей? Поделитесь, пожалуйста, своими детскими воспоминаниями.
Мое детство пахнет старыми книгами и старой же мебелью. Все вокруг было старым, каждая вещь. Плюс запахи красок, глины, клея, карандашей и все той же вездесущей бумаги: мама — художник, папа — конструктор. Еще не умея читать, я различала книги по запаху — конечно, до которых могла дотянуться. У старой бумаги великое множество оттенков запаха, особенно если книга пережила пожар. В своем музее я воссоздала кусочек дома, его настроение и целительную атмосферу.

А кем вы мечтали стать в детстве?
Много кем. Даже не мечтала, а собиралась. Хотела делать книги (сбылось!), придумывать и шить одежду (сбылось!), придумывать и делать парфюмерную упаковку (сбылось!), писателем и поэтом (сбылось!), художником (сбылось!). Все получилось. Счастливая судьба. Парфюмером и хозяйкой музея точно не мечтала, эти профессии можно считать победой в призовой игре от судьбы.

«Стать парфюмером и хозяйкой музея в детстве я
не мечтала, эти профессии можно считать победой в призовой игре от судьбы»

Элина, вы достаточно разносторонний человек: прежде чем открыть музей успели попробовать себя в разных профессиях. Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее об этом опыте.
Была натурщицей и гувернанткой (еще в школе), была модельером-конструктором и редактором (и образование, и профессия), была художником-иллюстратором (открытки, книга «Берлин, я люблю тебя»), была художником маминого театра «Черный павлин»… Пару раз поработала курьером, очень люблю ходить пешком — а тут за это еще и деньги платили! (улыбается). Из финского издательства уволилась, когда стопка выпущенных книг стала выше моего роста. Успела поработать даже в газете, это помогло мне потом легко выпустить свою. И, как кот Матроскин, умею вышивать…

С чего началось коллекционирование парфюмерии? Вы помните ваш первый экземпляр?
Это были польские духи «Быть может» в синей клетчатой коробочке. Подарила бабушка, вслед за нею — папа — «Ландыш серебристый». Пустые флаконы забирала у мамы: «Пиковая дама», «Маска», «Диориссимо»… Я была влюблена в коробочки, флаконы, но не в сами духи. Интерес к ним пришел гораздо позже, когда коллекция разрослась.

Как ваши родные и друзья отнеслись к столь необычному увлечению?
Да это же самое обычное детское увлечение — собирать красивые вещицы! Родители поначалу пытались все выбросить, потом я подросла и научилась защищать свои вещи. Друзья у меня были не менее странные, чем я сама (Слава богу!), и относились к моей страсти с любопытством и интересом. Когда же коллекция превратилась в музей, стали уважать и гордиться, особенно родители.

анкета

Дела музейные

Как возникла идея открыть Музей парфюмерии? Очень интересно узнать его предысторию.
Последние лет пятнадцать я собирала коллекцию ради сохранения парфюмерного наследия, еще не очень понимая, как именно оно должно сохраниться благодаря моему накопительству. И вдруг меня осенило: духи должны жить в памяти людей. А лучше — специалистов. А еще лучше — в памяти парфюмеров. Только где их взять, парфюмеров в России? Но мысль уже работала в этом направлении, и вот я подготовила первые лекции с дегустацией моих экспонатов. С 2008 года я читала эти лекции, приезжая с чемоданчиком ароматов в лектории и имидж-агентства. Акт второй: была коллекция, и были родственники, которым она мешала в тесной квартире. И тогда я уехала со своими флакончиками в бизнес-центр на 3-ей Линии, 6 (первый адрес музея). Устроилась уютно и стала приглашать людей пробовать и слушать мои рассказы об ароматах. Как же не музей? К тому же это слово так и просилось на вывеску…

Сколько экспонатов на сегодняшний день в вашей коллекции? Расскажите об уникальных экземплярах.
Около четырех тысяч, точную инвентаризацию давно не проводила. Уникальных экземпляров достаточно, но мне больше всего интересны те, о которых не знает ни Яндекс, ни другие коллекционеры. Например, Lavender Coty; Gardenia Lucien Lelong. Эти парфюмы — словно неоткрытые земли. Держишь в руках и понимаешь, что это, возможно, последний флакон в мире…

О каком аромате вы все еще мечтаете?
О хорошо сохранившихся ароматах Cuir de Russie Guerlain 1872 года, Doblis Hermes, Chouda Gres, Dawamesk Guerlain… Не потому, что у них такие уж удивительные ароматы, а из-за имени создателя и редкости.

«Жизнь духов конечна, и они должны умереть не во флаконе»

Формат вашего музея очень необычный. Вы не только демонстрируете ароматы, но и делитесь ими – разрешаете послушать. Конечно, слушать духи куда интереснее, чем просто любоваться на флакон и изучать пирамиду. Скажите, как в таком случае не растерять коллекцию?
Моя задача — ее растерять. Всю «вынюхать» силами посетителей музея и учеников-парфюмеров. Снятое кино надо показывать, а не хранить на полке. Приготовил торт — ешь, или он испортится (улыбается). Жизнь духов конечна, и они должны умереть не во флаконе.

А были ли в вашей жизни случаи, когда какой-то ценный экземпляр терялся или разбивался?
Было такое. Продавец небрежно упаковал драгоценный запечатанный лаликовский флакон Coeur Joie Nina Ricci. На почте я получила пакет осколков, плавающих в остатках аромата. Продавец извинился и вернул деньги, но было очень обидно. Потом я купила ему замену и успокоилась. Сама ни разу не разбила ни одного флакона, даже простого.

Что такое Музей подделок? Это только виртуальный проект или же существует реальная коллекция, которую можно послушать?
Коллекция существует. Эти ароматы можно послушать на тематической лекции. Эти уродцы очень забавны, лекция получается веселой.

«Парфюмеру требуется не столько чуткий нос, сколько богатое воображение и… он должен быть состоявшейся, зрелой личностью»

Элина, известно, что на базе музея уже несколько лет работает Школа парфюмеров. Расскажите о ней подробнее.
Школа — результат содружества с парфюмером Натальей Светлой. Специализация — готовить частных парфюмеров, прежде всего работающих на заказ. Впрочем, все остальное они тоже умеют. Нас слишком часто уговаривали обучить тому, что умеем сами, и однажды в новогодние каникулы мы с Натальей написали программу будущей школы. Показали всем, кто хотел у нас учиться — и люди пришли. И продолжают обращаться по сей день. А начали-то мы в 2013 году! Первые выпускники основали Гильдию парфюмеров. Сегодня в Петербурге работает около двадцати квалифицированных специалистов. Мы на год прервали очное обучение, но по многочисленным просьбам снова возобновим курс в сентябре 2017 года. Опять будем жить без выходных…

Парфюмером может стать каждый? Вы принимаете всех желающих или есть какие-то критерии отбора?
Нет, далеко не каждый может им стать. Парфюмеру требуется не столько чуткий нос, сколько богатое воображение и… он должен быть состоявшейся, зрелой личностью. С хорошим образованием (не обязательно химическим), широкой эрудицией. Кандидат должен обладать аккуратностью, доходящей до педантизма, трудолюбием, смелостью, отличной памятью, хорошо владеть письменной и устной речью, а также пройти обязательное собеседование и тестирование. Затем мы отбираем лучших — группа состоит не больше, чем из четырех человек.

Что представляет собой дистанционное обучение в Школе парфюмерии? На кого рассчитан данный курс?
Дистанционное обучение рассчитано на жителей России и зарубежья. Для удобства оно разбито на три этапа. На первом — самостоятельные занятия, запоминание всех компонентов до автоматизма, выполнение заданий. Все материалы и конспекты мы высылаем. Второй этап — очное обучение в Петербурге в течение полных семи дней на базе музея парфюмерии и лаборатории Натальи Светлой. Студент сдает зачет, после чего получает допуск к сессии. Третий этап он опять штудирует дома. Дипломной работой считается запуск собственного бренда. Дистанционное обучение требует фантастической мотивации и самодисциплины. Учить тоже беремся не всех, соглашаемся только после прохождения успешного письменного собеседования.

«В 2015 году я начала выпуск газеты «Частный парфюмер», которая знакомит читателей с этой новой сферой услуг»

Музей — не первый проект в вашей жизни, связанный с парфюмерным делом. Была газета «Парфюмания» и Парфюмерное интернет-радио… Какова судьба этих проектов?
Архив газеты с 2007 по 2010 годы (то есть весь) можно скачать с сайта музея, там же выложены все выпуски интернет-радио — скачивайте, слушайте. «Парфюманию» я прекратила выпускать, потому что миссия этой газеты была выполнена: публика познакомилась с интересной парфюмерной темой. В 2015 году я начала выпуск газеты «Частный парфюмер», которая знакомит читателей с этой новой сферой услуг.

У всех бывают моменты, когда сомневаешься в успехе, когда кажется, что ничего не получается и хочется все бросить. Как вы справляетесь с такими настроениями? Где черпаете силы? Что помогает двигаться вперед?
Выручают друзья и дело, конечно. Но всю жизнь сильнее прочих меня поддерживает стихотворение Киплинга «Заповедь», четыре строчки:
«Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: «Иди!»»
Я просто запретила себе сдаваться.

Элина, а что вдохновляет вас сегодня?
Все, что угодно. Я живу из любопытства и упрямства.

Секреты тонкого мира 

Женщины в вашей семье носили ароматы?
Духи помню в шкафу, а не на родственницах. Им дарили, они берегли. Пользовались ли?.. Кажется, нет или очень редко.

А вы сами носите парфюм?
Иногда. Не разлюбила, просто сочинение ароматов требует определенной чистоты атмосферы.

Элина, расскажите чуть подробнее о ваших любимых парфюмерах.
Любимых парфюмеров у меня несколько, особо хочу отметить Жака (1869-1963) и Жан-Поля (1937) Герленов. 
Династия Герлен — «отцы» парфюмерного маркетинга в том виде, в котором он существует сейчас. Они же представили миру парфюмерию как предмет искусства еще в XIX веке. Они сформулировали законы гармонии этого тонкого мира. Обычно парфюмеров любят исключительно за ароматы, но мало кому виден их вклад в мировое парфюмерное искусство перед лицом истории. Перечисление всех заслуг этой парфюмерной династии потребует отдельной (и весьма увесистой!) книги. Я же хочу упомянуть «Четыре закона качества ароматов»* и принцип аккорда «герлинад»** Жака Герлена, а также изящные стилевые решения его преемника Жан-Поля.

Что такое, на ваш взгляд, парфюмерный вкус и как его развить?
Понимание собственных предпочтений, широкий парфюмерный кругозор, наличие собственного стиля в мире ароматов. Как развить? Много пробовать хорошей классики, изучить разные направления, историю этого искусства, наконец. 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 «Я давно измеряю ароматы не их качеством, а местом в истории и почерком автора. Просто красивый запах мне уже не интересен. Люблю, когда аромат сложен, необычен. Когда он потребовал от парфюмера смелости. Хочу за ароматом видеть труд и вдохновение»

В последнее время появились парфюмерные стилисты – люди, которые помогают выбрать аромат и составить парфюмерный гардероб. Стоит ли учитывать стороннее мнение при выборе парфюма?
Стилист в идеале должен помочь с расширением парфюмерного кругозора и дать обратную связь, побыть «зеркалом». Убеждена, что выбор все равно нельзя передоверять. Да, аромастилист должен именно расширять ваш кругозор, а не пытаться продать свою продукцию, тем более не ограничивать ваш выбор только ею. И, разумеется, аромастилист должен хорошо знать историю хотя бы европейской парфюмерии по меньшей мере за последние двести лет.

Ароматы зимние и летние, дневные и вечерние… Существует ли на самом деле подобное разделение или же это просто маркетинг?
При разной температуре и влажности ароматы ведут себя по-разному. Разделение на зимние и летние помогает «выгуливать» духи в лучших для них условиях. Но без маркетинговых хитростей, конечно, здесь не обошлось.

Кто-то называет себя парфюмоголиком, а кто-то утверждает, что истинная леди к тридцати годам должна выбрать определенный парфюм и уже не расставаться с ним. Он станет ее визитной карточкой, узнаваемым и незабываемым штрихом к образу. Чья позиция вам ближе и почему?
Мне ближе позиция «не привязываться к позиции», а поступать так, как хочется самой. Кто-то вообще духов не носит — и живет счастливо.

Согласны ли вы с характеристиками «для солидных дам», «молодежный», которые нередко можно услышать из уст консультантов в магазинах? Есть ли на самом деле возраст у ароматов?
Когда-то все «возрастные» таковыми не были, но прежде молодые женщины носили любимые духи и в зрелом, и в пожилом возрасте… Их подросшие внучки, разумеется, помнят эти запахи как «бабушкины» — а как еще они могут их помнить? Когда-нибудь и свежие морские запахи 90-х назовут «старушечьими» ровно из-за тех же ассоциаций. Предсказываю: это случится в середине XXI века или чуть раньше. Осталось дожить и проверить (улыбается).

«Разделение на зимние и летние ароматы помогает «выгуливать» духи в лучших для них условиях»

Если ребенок проявляет интерес к духам, стоит ли родителям потакать его желанию, и что лучше выбрать: специальные «игрушечные» духи или же что-то из настоящей парфюмерии? 
Что-то слишком много заигрываний с детьми у современных маркетологов. Мое мнение — давать детям уже «взрослые» вещи и смотреть на реакцию: ребенку либо понравится, либо нет. Приучать специально, как и ограничивать специально, я бы не стала. Считаю полезным с ранних лет объяснить детям опасность излишне сильного запаха. Лучше «недо», чем «пере».

Довольно часто, читая описание запаха, можно встретить определение «дорогой». Что такое по вашему мнению «дорогой» аромат?
Сложный, с узнаваемо дорогими компонентами, чуть перегруженный смыслами, яркий. Но это на мой вкус. Да и существует ли точное определение?

В последнее время на парфюмерном рынке стали появляться ароматы для людей… с чувством юмора. Например, коллекция моно-ароматов Demeter или совсем новый Moschino Fresh в совершенно безумном флаконе-стеклоочистителе. Кстати, последний был всерьез раскритикован любителями парфюмерии. Как вы думаете, для кого эти ароматы? Ваше личное отношение к подобного рода иронии?
Этому «новому» направлению уже лет двадцать, тот же бренд Demeter — дитя прошлого века. У него даже есть отдельное название — To fun, то есть развлекательная парфюмерия, шутки ради. Это хороший маркер «человека играющего», который наконец-то начал играть не стесняясь. В компьютерные игры, в ролевые, в парфюмерные… да в любые (улыбается).

А для вашего музея такие экземпляры представляют интерес?
Люблю их показывать неискушенным гостям и наслаждаться реакцией на ароматы компостной кучи или оружейной смазки (смеется). И сама я то аромат кленовых листьев сделаю, то старого дома… Это очень увлекательная игра!

«Будущее всегда за новыми нотами. А какими именно – время покажет. Мне кажется, их еще не изобрели или не додумались использовать»

Про ароматы принято говорить, что они не пахнут, а звучат — по аналогии с музыкой. Давайте поиграем в ассоциации? Я буду называть музыкальные стили, а вы подберете к ним ароматы:
классика — Shalimar Guerlain (1925),
джаз — Chypre Coty (1917),
рок — Bandit Robert Piguet (1944),
панк — Dirt Demeter,
популярная музыка — Fahrenheit Dior (1989),
рэп — серия Incense Comme de Garsons (2002),
блюз Jicky Guerlain (1989).

Какие самые распространенные мифы о духах вы могли бы развеять?
«Стойкость и качество как-то связаны»; «Хорошие духи только французские»; «Аромат нужно делать очень долго, чуть ли не несколько лет»; «Духи живут только три года»; «В сетевых магазинах одни подделки»; «Натуральные духи хорошо, а синтетика – плохо»; «Идеально подходящий аромат только один, его-то и нужно всю жизнь искать» — эти мифы мне надоели больше всего.

Скоро Новый год, Рождество. В преддверии праздников люди озадачены поиском подарков, и многие отдают предпочтение именно парфюму. Как вам кажется, правильно ли дарить духи? 
Думаю, что дарить духи можно в двух случаях: если точно знаешь со слов одариваемого, какие нужны, или делаешь подарок, допуская перспективу передаривания. В остальных случаях очень велика вероятность купить неподходящий аромат.

За какими нотами, на ваш взгляд, будущее парфюмерии? И как вы относитесь к модным трендам и веяниям в этой сфере?
Будущее всегда за новыми нотами. А какими именно — время покажет. Мне кажется, что их еще не изобрели или не додумались использовать. Как когда-то не осмеливались ввести в парфюмерию запахи еды, бытовой химии и городской грязи, а сейчас — пожалуйста! И тема ретро всегда будет актуальна, пусть и для небольшого количества поклонников. Сейчас я лишь наблюдаю и не берусь предсказывать. О победившей тенденции можно судить по прошествии времени, лучше лет через пятьдесят.

Время свободы и игры

Вы родом из Питера, расскажите про ваше любимое место в городе, ваше личное место силы?
Любые невские набережные, Эрмитаж и его зал Древнего Египта. Адрес: Дворцовая набережная, 30 (там жила бабушка) и Васильевский остров — за близость к морю и чудесность в целом. По большому счету, весь город — мое место силы. Он очень мой.

Нравится ли вам жить в безумном ритме XXI века? За что любите современность? Хотелось ли когда-нибудь оказаться в каком-то другом историческом периоде, если да, то в каком и почему?
XXI век предлагает на выбор любой исторический период — в фильмах, книгах и даже возможность жить в реконструированном любимом мире вполне «физически». Люди не изобрели машину времени, но научились создавать отличные симуляторы. Мне нравится наше время — время свободы и игры.

«Возможность забыть — огромная ценность в моих глазах»

Некоторое время назад я послушала один довольно известный аромат и удивительным образом он вернул меня в детские воспоминания, в квартиру моего деда. Я даже не предполагала, что помню расположение мебели и рисунок на обоях! Но благодаря парфюму в голове ожила давно забытая картина. Ароматы обладают магическим свойством воскрешать в памяти давно забытые моменты. У вас есть какие-то события или периоды жизни, которые неразрывно связаны с определенным запахом? Оживляете ли вы какие-то воспоминания при помощи ароматов? Может быть, специально «записываете» что-то с их помощью, чтобы спустя время воскресить воспоминания в мельчайших подробностях?
Я знаю о волшебной связи памяти с ароматами, но специально использовать не пытаюсь: ведь эти записи хранятся в мозгу вечно, а я хочу иметь возможность что-то стереть. Возможность забыть — огромная ценность в моих глазах.

Элина, если бы вы были парфюмом, то в каком флаконе хотели бы «поселиться»? Какой парфюмер вас «придумал»? Как вы «звучите»?
Мой флакон черного стекла в стиле Ар-деко, в нем есть что-то египетское… И на горлышке — черная шелковая кисть чуть ли не больше флакона. Его дизайн придумал бы Рене Лалик, конечно. Аромат сочинил бы парфюмер Жак Герлен или Эрнест Дальтрофф… Да, Дальтрофф! Он дерзок и ближе мне по стилю — не такой правильный и выверенный, как Герлен. В его работах всегда есть место куражу и некоторой небрежности. Однако есть предположение, что «меня» уже сделали: Nuit de Noel Caron 1922 года. Помните «Злые духи» Вертинского?
«Я опять посылаю письмо и тихонько целую страницы
И, открыв Ваши злые духи, я вдыхаю их сладостный хмель.
И тогда мне так ясно видны эти черные тонкие птицы,
Что летят из флакона — на юг, из флакона «Nuit de Noёl»…»
Все так: и черный египетский флакон, и кисточка, и парфюмер Эрнест Дальтрофф…

Вместо постскриптума…

Как вы думаете, какой аромат у Вдохновения? 
У каждого свой, а у моего — запах черного шоколада с солью и клюквой.

-Элина Арсеньева

Фото Катерина Блинова

Больше интересных бесед

* Четыре закона качества ароматов:
1. Аромат должен иметь характер и быть узнаваемым.
2. Аромат должен быть сложным и содержать огромное количество нюансов. Чем он сложнее, тем ближе к классике.
3. Аромат должен содержать вещества, напоминающие запах человеческого тела — мускус, амбру или им подобные.
4. Аромат не должен повторять запах, уже существующий в природе, тем более не должен вызывать ассоциации с моющими средствами.

** Герлинад (аккорд из пяти подвижных аккордов)
1. Цветочный (жасмин — иланг — роза + ?).
2. Древесный (сандал — пачули + ?).
3. Амброво-мускусный (мускус — амбра + ?).
4. Кондитерский (бобы тонка — ваниль + ?).
5. Смоляной (стиракс — толуанский бальзам — оппопонакс + ?).

Добавить комментарий