Чужая душа – потемки. Мы произносим эти слова всякий раз, когда бессильны объяснить поступок ближнего. А что, если кто-то выполнит миссию проводника? Возьмет мерцающий теплым светом фонарь, протянет руку и покажет, как живется в чужих краях…
Мария Фариса,
«Лучше журавль»
Остановка
Когда мы перестаем разговаривать с собой,
мир становится таким, каким он должен быть.
Карлос Кастанеда
Вода капала с деревьев на крышу автобуса. При каждом порыве ветра стекла вновь усыпались рябью. После внезапного густого дождя пассажиры притихли. Те, кто не спал, глядели водителю в спину. Он, чувствуя внимание, замедлял ход на поворотах, не прятал белую полосу между колес, а держал ее по левому краю.
Щенок выбрался из коробки и уснул на коленях мужчины. Младенец пристроил голову на грудь матери и задышал через ротик. Две старухи с корзинами в руках закрыли веки и сомкнулись висками. Молодая женщина переложила спящую дочку на сиденье рядом, потянулась к верхней полке за одеялом. Ветер промчал вырванного из чьих-то рук воздушного змея. Мужчина в помятой шляпе оторвал взгляд от коленей и следил за синим драконом, пока тот не исчез в дымке. Взялся ногтем вычищать черноту из-под другого ногтя.
— Анхель, мы тебя искали. Где ты был всю грозу? Под кроватью?
— Нет, бабушка, на чердаке.
— Что ты там делал?
— Смотрел, как идет дождь. И слушал.
Разговор из того старого дня проявился в этом дне, новом, как отпечатываются чернила с мокрого листа на листе белом. Мужчина вздохнул и снял шляпу.
Девочка-подросток на заднем сиденье вжала подбородок в пухлый рюкзак на коленях. Не отрываясь глядела на следы от чьих-то сапог в проходе. «Как сказать им, что меня выгнали из института? Чтобы платить за него, бабушка перестала давать десятину…»
Женщина лет сорока в новой, как у городских, одежде держала сумочку так, словно в ней лежали все ее деньги. «…Надо попросить у кого-то пилу и ножницы для веток. Сад наверняка зарос, не пробраться. Стены дома захватила… Как называется эта трава, которая появляется сразу, как дом покидают люди? Я же когда-то знала…»
Новый порыв ветра, и на стекло налипли белые лепестки жасмина. Солнце опустило на землю соломинку-луч и пило с травы воду. Девочка с рюкзаком на коленях зажмурилась. «Соврать или сказать правду? Правду они все равно узнают. Или уже знают, если получат телеграмму раньше, чем я приеду. Как ты не вовремя…» Она положила ладонь на живот и закрыла ее рюкзаком так, чтобы никто не видел.
«Если снова польет, пропало сено». Старик в джинсовой куртке поджал губы. «Жена-то наверняка его не убрала. Пока снимет с веревок белье, пока кур загонит, пока подставит ведра под отводы — сено мое и промокло…»
Мальчик в выцветшей кепке подобрал с пола пятьдесят сентаво. Покосился на мать: голова той качалась в дреме. Плюнул на монету и вытер ее о брюки. «Ну вот, будет еще одна сигарета». Спрятал находку в карман куртки.
Водитель открыл форточку. «Запотели окна». Кто-то заскрипел рукавом о стекло. «Кто там? — взгляд в зеркало. — Гринго. Этим вечно не спится. Странные люди. Я бы поспал. Еще час в дороге».
Рыжий парень снова протер окно и прилип лбом к стеклу.
— Остановите автобус!
Пассажиры подняли головы, осветлили взгляды.
— Что такое? Кому нужна остановка? — отозвался водитель.
— Мне! Мне! — тянул руку рыжий парень. — Остановите срочно!
Он выскочил из автобуса, подошел к краю ущелья, поставил ногу на камень. Позади него пассажиры протирали круги в запотевших окнах.
— Что такое?
— Кому-то плохо?
— Почему мы остановились?
— Кто вышел?
— Гринго.
— Пако, спроси у водителя, в чем дело.
— Он сам не знает.
— Подожди, я вижу парня, стоит вон там, на обрыве.
— Что делает?
— Да ничего. Просто смотрит.
— На что смотрит?
— На небо.
«Сеньора, четыре радуги, посмотрите. Вон там,
над плантациями лимонов. Никогда такого не видел»
Из автобуса вышла женщина в белом платье, таком же, как она, старом.
— Сынок, у меня в корзине под платком яйца. Надо скорей подложить их под наседку, а то остынут. Чего ты там встал? Поедем.
— Сеньора, четыре радуги, посмотрите. Вон там, над плантациями лимонов. Никогда такого не видел.
— Да, сынок…
Женщина хотела сказать еще что-то, но не разжались губы. Она заковыляла обратно в автобус. Перед ступеньками подняла пожелтевшие от десятилетий воланы.
— Там четыре радуги. На них смотрит, — объявила она пассажирам.
— Чего?
— Ну и дела!
— Эй, парень, мы уезжаем! — закричал водитель.
Старик в джинсовой куртке поднялся с сиденья. Свистнул из дверей.
— Дружище, поглядел и хватит. Людям домой надо.
— Четыре полных радуги, одна над другой! Такого не бывает! — обернулся к нему рыжий парень и снова взялся щелкать фотоаппаратом.
Старик вышел из автобуса и приблизился к иностранцу.
— Матерь божья!
Сдвинул на затылок шляпу. Достал из-под рубашки иконку и громко ее чмокнул.
Из автобуса выпрыгнул мальчишка, карман которому грела монета. За ним вышли женщина в городской одежде, девушка с пухлым рюкзаком и красным носом, две матери: одна с девочкой, другая — с новорожденным. Водитель застыл на ступеньках. Наблюдал, как его пассажиры сбились в кучу на краю обрыва, затихли. Поглядел на каждую из четырех радуг. Потом выше, выше, туда, где капли злой водицы готовились стать новой тучей; где по ночам сияет пуговицами пояс Ориона.
— Как ты там, Мариана?
Слова сделались колючками в его горле.
Девушка с пухлым рюкзаком покосилась на иностранца. Тот вернул ей взгляд, но с улыбкой. Та улыбка прилипла к ее губам, как пчела к цветку, полному меда. Девочка оглянулась на женщину в городской одежде. Та развела брови и улыбнулась тоже. Молодая мать достала белую грудь для младенца. Ее мысль сделалась шепотом:
— Может, Орасио меня и не бросит. Все наладится. Каждому мужику нужна женщина в доме.
— Если не одному, так другому, — добавила незнакомка, которая рядом держала дочку за руку.
Старик в джинсовой куртке повел плечами:
— Хорошо в этом году цветут апельсины. Все долги отдам с урожаем.
Мальчишка, нащупав монету в кармане, решил: «Лучше куплю Ирэн конфету».
Радуги одна за другой побледнели и растворились, но люди не двигались с места. Иностранец застегнул чехол от фотоаппарата, надел рюкзак на плечи, повернулся к водителю:
— Спасибо, начальник. Можем ехать.
Пассажиры нехотя побрели в автобус. Водитель включил радио, нашел волну с трансляцией футбольного матча. Через три поворота стекла вновь запотели. «Зачем я с ним пошла? Агния предупреждала, что луна плохая…» «Стащу у матери монету в пять песо, хватит на три фейерверка…» «Месяц прошел, а он коня не может объездить…» «Старую мебель с чердака продам по дешевке…»
Лишь один из путников как прежде протирал себе кружочек в окошке.
Из сборника «Лучше журавль» (2017)
-Мария Фариса
www.mariafariza.com
Интервью с Марией Фариса
Мария Фариса —
современная писательница, автор сборников рассказов «Авантюрин» (2016), «Лучше журавль» (2017). У Марии яркая творческая биография. Несколько лет она работала трэвел-блогером, сотрудничала с изданиями Conde Nast Traveller, «Вокруг Света», «Афиша-Мир», «Вояж», «Моя Планета». Также в ее портфолио работы для Forbes, GQ, Cosmopolitan, The-Village, «Афиша-Еда», Buro 24/7, Газета.ru. Но главная страсть Марии – писательство. Каждый рассказ похож на путешествие. Длится оно не более десяти минут, но этого достаточно, чтобы узнать нечто очень важное о самом себе…